Правомерно ли применение льготы по налогу на имущество, предусмотренной п. 5 ст. 381 НК РФ, в отношении памятников и мемориальных комплексов, которые не относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса?
Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 381 Налогового кодекса РФ организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) под объектами культурного наследия федерального значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с Законом N 73-ФЗ подразделяются, в частности, на памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.
В соответствии со ст. 24 Закона N 73-ФЗ Правительство Российской Федерации может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.1992 N 1487, отнесение указанных объектов культурного наследия к числу особо ценных осуществляется указом Президента Российской Федерации. Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
УФНС России по г. Москве в Письме от 01.12.2005 N 18-11/1/88144 отметило, что в целях предоставления льготы по налогу на имущество организация, имеющая на балансе объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), должна представить охранное обязательство, оформленное в порядке, установленном законодательством РФ.
Минфин России в Письме от 18.04.2006 N 03-06-01-04/89 относительно памятников истории и культуры (в том числе скульптур и мемориальных комплексов) отметил, что по объектам социально-культурной сферы организация вправе использовать льготу по налогу на имущество организаций по п. 5 ст. 381 НК РФ.
Исходя из изложенного законодательство Российской Федерации не запрещает применение льготы, предусмотренной п. 5 ст. 381 НК РФ, в отношении памятников и мемориальных комплексов, которые не относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. В отношении этого имущества налогоплательщики вправе применить льготу, но только в соответствии с п. 5 ст. 381 НК РФ, в случае соблюдения условий, предусмотренных в этой норме, а именно: памятники должны быть федерального значения и признаны таковыми в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Правомерность подобных выводов подтверждает ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 09.02.2007 N А11-231/2006-К2-18/114.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
07.03.2008