Налоговый орган по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщика вынес решение о доначислении НДС, начислении пеней и штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ. Основанием принятия такого решения послужило то, что, получив от продавца, находящегося в Республике Беларусь, товар по соответствующему контракту, налогоплательщик не включил в налоговую базу по НДС стоимость перевозки этого товара по территории Российской Федерации (доставка осуществлялась российскими перевозчиками по отдельным договорам, заключенным с налогоплательщиком). Правомерно ли указанное решение налогового органа?

Ответ: Статья 160 Налогового кодекса РФ определяет порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Пункт 4 ст. 160 НК РФ содержит правило о том, что, в случае если в соответствии с международным договором Российской Федерации отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, налоговая база определяется как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы Российской Федерации.

Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятые в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ ратифицировано Соглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, в соответствии с которым порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение).

В соответствии с п. 2 Положения для целей уплаты налога на добавленную стоимость налоговая база определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров.

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.

При определении стоимости приобретенных товаров (продуктов переработки) в цену сделки включаются расходы по доставке товара, расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров.

Пункт 1 Положения устанавливает, что взимание косвенных налогов по товарам, ввозимым на территорию государства одной Стороны с территории государства другой Стороны, осуществляется налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков, включая налогоплательщиков, плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 01.10.2007 N 03-07-13/1-26, стоимость услуг по транспортировке белорусских товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, осуществляемых как по территории Республики Беларусь, так и по территории Российской Федерации, включается покупателем в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, определяемую в отношении указанных товаров. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам услуг по транспортировке таких товаров, в их стоимость не включаются.

Аналогичные выводы изложены в Постановлениях ФАС Уральского округа от 19.11.2007 N Ф09-9496/07-С2, от 07.11.2007 N А76-33069/06.

Поскольку положениями международного законодательства о взимании косвенных налогов предусмотрен иной порядок формирования налоговой базы, чем законодательством Российской Федерации, в данных Постановлениях суд пришел к выводу о необоснованном невключении в налоговую базу для целей уплаты налога на добавленную стоимость затрат на транспортировку и доставку товара по территории Российской Федерации.

Таким образом, учитывая позицию Минфина России по данному вопросу, а также судебную практику, указанное решение налогового органа правомерно, поскольку в цену сделки включается стоимость услуг по транспортировке товаров как по территории Республики Беларусь, так и по территории Российской Федерации. Правомерность иной позиции налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

07.03.2008