О применении в 2004 - 2005 гг. налоговой льготы по уплате земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных для размещения кладбищ

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 6 марта 2008 г. N 03-05-04-02/15

В департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу о применении в 2004 - 2005 гг. налоговой льготы по уплате земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных для размещения кладбищ, сообщается следующее. Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Налогообложение земельных участков в рассматриваемый период осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон). Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, на основании ст. 1 Закона облагались ежегодным земельным налогом. При этом основанием для установления земельного налога являлся документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком. Статьей 12 Закона были предусмотрены льготы по уплате земельного налога, в частности, согласно п. 9 данной статьи от уплаты земельного налога полностью освобождались земли общего пользования населенных пунктов. В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам общего пользования относятся земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Виды и состав территориальных зон определены ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах, могут включаться в состав зон специального назначения. Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования признаны территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Таким образом, указанным положением определен один из существенных признаков земель общего пользования, позволяющих отграничить данные земельные участки. Правовым подтверждением доступности неопределенному кругу лиц земельных участков, предоставленных для размещения кладбищ, являются положения Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), согласно ст. 5 которого каждый человек имеет право на свободное волеизъявление, пожелание о достойном отношении к его телу после смерти, в частности, быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими. Кроме того, необходимо отметить, что, исходя из положений Закона обязанность по уплате земельного налога была поставлена в зависимость от факта использования земельного участка. Между тем оказание услуг по погребению умершего не может быть отнесено к пользованию земельным участком, поскольку из содержания п. 1 ст. 7 Федерального закона N 8-ФЗ следует, что участок земли для погребения предоставляется бесплатно каждому человеку после его смерти. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание сложившуюся судебно-арбитражную практику, полагаем, что земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование для размещения кладбищ и расположенные в границах населенных пунктов, могут рассматриваться как земли общего пользования, занятые другими объектами, в связи с чем на указанные земельные участки в 2004 - 2005 гг. распространялось действие п. 9 ст. 12 Закона.

Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И. В.ТРУНИН 06.03.2008