Препятствует ли применению налоговых вычетов по НДС при условии выполнения иных требований ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ отсутствие в счетах-фактурах печати продавца?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Требование о наличии в счете-фактуре оттиска печати исключено из п. 6 ст. 169 НК РФ с 01.01.2002 (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).

Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (далее - Постановление N 914), наличие печати в числе обязательных реквизитов счета-фактуры также не предусмотрено.

УМНС России по г. Москве в Письме от 24.03.2004 N 24-11/19733 разъяснило, что отсутствие печати на счете-фактуре не может являться основанием для отказа при предъявлении сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

Аналогичные выводы изложены и в Письмах УМНС России по г. Москве от 19.05.2004 N 11-14/33605, от 19.09.2003 N 11-14/51591, от 16.01.2003 N 24-11/3132 и от 23.08.2002 N 24-11/38937.

В Письме от 01.06.2004 N 24-11/36295 УМНС России по г. Москве разъяснило, что счет-фактура, на котором имеется оттиск печати поставщика, не соответствует установленным правилам. В то же время в данном Письме отмечено, что внесение налогоплательщиком дополнительных реквизитов в установленную форму счета-фактуры и их заполнение согласно НК РФ не является нарушением, служащим основанием для непринятия к вычету сумм налога, предъявленных продавцом покупателю.

Учитывая, что действующая редакция ст. 169 НК РФ, а также нормы Постановления N 914 не содержат требования наличия в счете-фактуре печати продавца, принимая во внимание, что оттиск такой печати лишь дублирует информацию, уже имеющуюся в счете-фактуре (например, наименование продавца, его ИНН), отсутствие в счетах-фактурах печати продавца не препятствует применению налоговых вычетов при условии выполнения иных требований ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ.

Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 14.08.2007, 20.08.2007 N КА-А40/7956-07 и ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2006 N А56-17291/2005).

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

04.03.2008