Правомерно ли требование органа, на который в соответствии с законодательством возложены полномочия в области имущественных отношений по управлению и распоряжению объектами муниципальной или государственной собственности, от лица, приобретающего в порядке приватизации (например, на конкурсе) соответствующее имущество, уплаты в составе его выкупной цены и НДС?
Ответ: В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
При этом в целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Подпунктом 3 п. 2 ст. 146 НК РФ установлено, что не признается объектом налогообложения передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В силу п. 2 ст. 2 Закона N 178-ФЗ государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
Статья 13 Закона N 178-ФЗ устанавливает способы приватизации государственного и муниципального имущества, в том числе и продажу государственного или муниципального имущества на конкурсе.
Статьей 20 Закона N 178-ФЗ установлено, что в течение десяти дней с даты подведения итогов конкурса с победителем конкурса заключается договор купли-продажи. Договор купли-продажи государственного или муниципального имущества включает в себя порядок выполнения победителем конкурса условий конкурса. Указанный договор должен устанавливать порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принимаемых на себя обязательств. Внесение изменений и дополнений в условия конкурса и обязательства его победителя после заключения указанного договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 451 Гражданского кодекса РФ (п. п. 13, 14 ст. 20 Закона N 178-ФЗ).
В силу п. 15 ст. 20 Закона N 178-ФЗ договор купли-продажи государственного или муниципального имущества должен содержать:
- условия конкурса, формы и сроки их выполнения;
- порядок подтверждения победителем конкурса выполнения условий конкурса;
- порядок осуществления контроля за выполнением победителем конкурса условий конкурса;
- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору купли-продажи в виде неустойки за невыполнение победителем конкурса условий, а также ненадлежащее их выполнение, в том числе нарушение промежуточных или окончательных сроков выполнения таких условий и объема их выполнения, в размере цены государственного или муниципального имущества;
- иные определяемые по соглашению сторон условия.
Пунктом 16 ст. 20 Закона N 178-ФЗ установлено, что передача имущества победителю конкурса и оформление права собственности на него осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и соответствующим договором купли-продажи, не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса.
Факт оплаты имущества подтверждается выпиской со счета, указанного в информационном сообщении о проведении конкурса, о поступлении денежных средств в размере и в сроки, которые указаны в договоре купли-продажи.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Исходя из изложенного, поскольку передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке, закрепленном Законом N 178-ФЗ, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость не является, условия договора купли-продажи, предусматривающие уплату в составе выкупной цены приобретаемого на конкурсе имущества сумм налога на добавленную стоимость, противоречат требованиям закона и являются недействительными.
Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2007 N А56-36336/2005, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.08.2007 N Ф04-5333/2007(36985-А70-9) и ФАС Уральского округа от 04.10.2007 N Ф09-8008/07-С6).
А в Постановлении ФАС Уральского округа от 06.09.2007 N Ф09-7268/07-С3 суд рассмотрел ситуацию, когда налоговый орган, проведя налоговую проверку налогоплательщика, на которого в соответствии с законодательством возложены полномочия в области имущественных отношений по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности, доначислил ему неуплаченные суммы НДС. Основанием для такого решения послужили выводы налогового органа о неуплате НДС по операциям, связанным с реализацией транспорта, башенного крана, грузового прицепа посредством аукционов, проведенных на основании заключений конкурсных комиссий. Суд установил, что налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством о приватизации, совершались сделки по реализации приватизируемого имущества в рамках предоставленных ему исключительных полномочий. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что указанные операции не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Аналогичной позиции придерживается и ФАС Московского округа в Постановлении от 03.07.2007, 09.07.2007 N КА-А41/6151-07.
Таким образом, требование органа, на который в соответствии с законодательством возложены полномочия в области имущественных отношений по управлению и распоряжению объектами муниципальной или государственной собственности, от лица, приобретающего в порядке приватизации, в частности, на конкурсе, соответствующее имущество, уплаты в составе его выкупной цены сумм налога на добавленную стоимость неправомерно.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
04.03.2008