Налогоплательщик создан на основании приказа Государственного комитета СССР. Целью создания налогоплательщика являлось обеспечение единой политики и проведение научно-исследовательских работ, проектно-конструкторских и технологических работ, направленных на повышение и дальнейшее совершенствование управления научными исследованиями и разработками в области комплексного централизованного обслуживания средств вычислительной техники. Виды деятельности оговорены в уставе, согласно которому основным видом деятельности налогоплательщика является научная деятельность. Налогоплательщику статус государственного научного центра не присваивался. Вправе ли указанный налогоплательщик применять льготу по налогу на имущество, предусмотренную п. 15 ст. 381 НК РФ?

Ответ: В соответствии с п. 15 ст. 381 Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения имущество государственных научных центров.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ) научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации.

Пунктом 2 ст. 5 Закона N 127-ФЗ установлено, что научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством РФ может присваиваться статус государственного научного центра.

Указанный статус и Порядок его присвоения определены Указом Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации" (далее - Указ N 939), которым, в частности, предусмотрено, что в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться расположенным на ее территории предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание.

В соответствии с Указом N 939 государственный научный центр Российской Федерации действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением об условиях государственного обеспечения центра, утверждаемым Правительством Российской Федерации одновременно с принятием решения о присвоении организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра.

Минфин России в Письме от 14.12.2007 N 03-05-07-01/33 разъяснил, что условием предоставления данной льготы является присвоение организации статуса государственного научного центра.

Правомерность подобных выводов подтверждают и налоговые органы. В Письме от 09.03.2004 N 23-10/1/15069 УМНС России по г. Москве, разъяснив, что в соответствии с п. 15 ст. 381 НК РФ налоговыми льготами вправе воспользоваться научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности, заметило, что льгот для научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70%, ст. 381 НК РФ не предусмотрено.

В Письме УМНС России по г. Москве от 09.03.2004 N 23-10/1/15064 налоговые органы указали, что данная льгота по налогу на имущество организаций предоставляется государственным научным центрам вне зависимости от осуществления ими предпринимательской деятельности, в том числе сдачи имущества в аренду.

Следовательно, в случае отсутствия в числе научных организаций, которым в установленном порядке подтвержден статус государственных научных центров, налогоплательщик не имеет права на льготу по налогу на имущество организаций по п. 15 ст. 381 НК РФ.

Однако ФАС Московского округа в Постановлении от 21.02.2007, 22.02.2007 N КА-А40/599-07 пришел к противоположному выводу. Суд разъяснил, что с 16.07.2005 вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2005 N 76-ФЗ, который отменил обязательную государственную аккредитацию научных организаций, с учетом чего суд указал, что свидетельство о государственной аккредитации не является единственным документом, позволяющим установить статус организации как научной. Отметив, что отсутствие у налогоплательщика такого свидетельства не свидетельствует об утрате статуса научной организации, суд пришел к выводу, что п. 15 ст. 381 НК РФ не установлена зависимость между правом на льготу по налогу на имущество и государственной аккредитацией научного центра.

Таким образом, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов по данному вопросу, налогоплательщик, которому статус государственного научного центра не присваивался, применять льготу по налогу на имущество, предусмотренную п. 15 ст. 381 НК РФ, не вправе. Правомерность иной позиции налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

29.02.2008