При направлении в командировку организация оплатила работнику услуги VIP-зала в аэропорту. Возможность такой оплаты предусмотрена локальным нормативным актом - положением о командировании. Облагается ли стоимость VIP-зала страховыми взносами?

Ответ: Оплата стоимости VIP-зала командированному работнику страховыми взносами не облагается. Однако не исключено, что контролирующие органы с таким подходом не согласятся.

Обоснование: При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 Трудового кодекса РФ).

Организация обязана возместить работнику в том числе расходы на проезд. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст. 168 ТК РФ).

Следовательно, согласно законодательству организация-работодатель вправе предусмотреть в своем локальном нормативном акте условие об оплате услуг VIP-залов работникам при их направлении в командировки. Запрета на это в законодательстве РФ нет.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).

При этом согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ при оплате расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за пределами территории РФ не подлежат обложению страховыми взносами фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов.

Следовательно, положения ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, на наш взгляд, предусматривают, что от обложения страховыми взносами освобождается в том числе оплата командированному работнику стоимости VIP-зала аэропорта, поскольку ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не содержит каких-либо ограничений в отношении порядка проезда работника к месту командирования и обратно.

Оснований полагать, что оплата услуг VIP-зала является выплатой или вознаграждением в пользу работника (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ), на наш взгляд, не имеется, поскольку служебная командировка - это поездка по распоряжению работодателя для выполнения служебного поручения (ст. 166 ТК РФ), а не в интересах работника.

Однако существует вероятность того, что контролирующие органы с таким подходом не согласятся. Так, например, в Письме ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985 содержится вывод о том, что к сборам за услуги аэропортов относятся обязательные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц. Если использование VIP-зала не предусмотрено действующим законодательством для отдельных категорий работников, то оплата VIP-зала должна облагаться страховыми взносами в общем порядке. Аналогичный по своей сути вывод приводится и в Письме Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 N 2538-19. При этом предлагаем учитывать, что изложенная в указанных Письмах позиция основана на утратившем силу Перечне аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (утв. Приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110). Однако действующие в настоящее время нормативные правовые акты также не относят плату за предоставление пассажирам услуг повышенной комфортности к числу обязательных сборов (разд. III Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241, п. 9 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155).

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

07.11.2013