Реализация высвобождаемого военного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации
(Токарев Е. И.) ("Право в Вооруженных Силах", NN 8, 9, 2000) Текст документаРЕАЛИЗАЦИЯ ВЫСВОБОЖДАЕМОГО ВОЕННОГО ИМУЩЕСТВА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е. И. ТОКАРЕВ
/"Право в Вооруженных Силах", N 8, 2000/
Е. И. Токарев, подполковник юстиции, преподаватель кафедры военной администрации и права Ярославского филиала Военного финансово - экономического университета.
Переход страны к рыночным отношениям, реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, перемены в военной области и военном строительстве, а также ряд других причин политического, военного, экономического и социального характера привели к высвобождению значительных объемов вооружения, военной техники, другого имущества, и поэтому вопросы определения дальнейшей судьбы огромного количества военного имущества, распоряжения им с наибольшей пользой для государства стали одними из наиболее значимых как для военного ведомства, так и для всей страны. Цель этой статьи - краткий анализ сложившейся за прошедшее десятилетие и существующей в настоящий период системы реализации высвобождаемого военного имущества <*> в Вооруженных Силах Российской Федерации. -------------------------------- <*> Далее по тексту - ВВИ.
Следует отметить, что общие вопросы правового регулирования реализации ВВИ являются едиными и распространяются как на Министерство обороны Российской Федерации, так и на все другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В целях обеспечения единого подхода к процессу реализации ВВИ в данной статье будут применяться следующие термины и определения. "Военное имущество" - штатное и табельное военное и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в системе соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также сверхнормативное <*> военное имущество <**>. -------------------------------- <*> Сверхнормативным военным имуществом считается имущество, имеющееся в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации, на предприятиях и в организациях федеральных органов исполнительной власти в количестве, превышающем норматив запаса. При отсутствии норматива запаса на отдельные виды имущества к сверхнормативным относятся запасы, превышающие среднемесячный расход этого имущества. К сверхнормативному военному имуществу, подлежащему высвобождению, не относятся сезонные запасы, оборудование, импортные материалы и материальные ценности, находящиеся в резерве (в неприкосновенных запасах) - см.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 26. Ст. 3080. <**> См.: там же.
Военное имущество можно классифицировать на недвижимое и движимое. "Недвижимое военное имущество" - недвижимое имущество <*>, находящееся в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в системе соответствующих федеральных органов исполнительной власти <**>. -------------------------------- <*> Понятие недвижимого имущества дается в ст. 130 ГК РФ. <**> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 43. Ст. 5213.
В Вооруженных Силах Российской Федерации недвижимое военное имущество включает завершенные и незавершенные строительством казарменно - жилищный, складской фонды, коммунальные сооружения, специальные здания и сооружения со смонтированным инженерным, технологическим и специальным техническим оборудованием, иные объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации. К казарменно - жилищному фонду относятся: казармы, здания штабов, служебные здания учреждений, военно - учебных заведений, предприятий и организаций; жилые дома, общежития и гостиницы; культурно - бытовые, спортивные и учебные здания и сооружения; здания медицинских и детских учреждений; караульные помещения; производственные здания; здания войсковых мастерских; коммунально - бытовые и торгово - бытовые здания и сооружения; убежища и т. п. Складской фонд включает: здания хранилищ, складов и сооружений, обеспечивающих их функционирование в пределах складской зоны. К коммунальным сооружениям относятся: электростанции, трансформаторные подстанции, водо - канализационные установки (насосные станции, станции перекачки, очистные сооружения водопровода и канализации, водозаборные сооружения, артезианские скважины, водонапорные башни, подземные сооружения - резервуары для воды); котельные установки; устройства для механической топливоподачи и шлакозолоудаления, тепловые узлы и пункты и т. п.; внутренние и наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения (воздушные и кабельные) и сооружения на этих сетях и т. п. К специальным зданиям и сооружениям относятся здания и сооружения, определенные приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующего Воздушно - десантными войсками, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации. К ним относятся здания и сооружения аэродромов, причалов, танкодромов, автодромов, командных пунктов и т. п. Определяя "движимое военное имущество" по аналогии с п. 2 ст. 130 ГК РФ, следует предположить, что им является все иное военное имущество, не относящееся к недвижимому, находящееся в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в системе соответствующих федеральных органов исполнительной власти. По нашему мнению, внесение такой формулировки понятия движимого военного имущества в текст Правил высвобождения и реализации движимого военного имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1165, более четко определило бы контуры военного имущества (движимого и недвижимого), чем был бы обеспечен единый подход при определении предмета высвобождения и реализации. Перечень высвобождаемого движимого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов), реализуемого федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества" от 15 октября 1999 г. N 1165. "Высвобождаемое недвижимое военное имущество" - недвижимое военное имущество, в отношении которого Министерством государственного имущества Российской Федерации принято решение о высвобождении. В отношении движимого военного имущества свое право принимать решения о его высвобождении Правительство делегировало Министерству обороны РФ и другим федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба <*>. -------------------------------- <*> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 43. Ст. 5213.
Высвобождаться может военное имущество, снятое с вооружения и снабжения, не годное к использованию по прямому предназначению, списанное, выслужившее гарантийный срок хранения в запасах, а также сверхнормативное и неиспользуемое, сырье, материалы, изделия, оборудование, транспортные средства, в том числе полученные в результате отдельных процессов переработки, утилизации, ликвидации и демилитаризации. "Реализация высвобождаемого военного имущества" (движимого и недвижимого) - процесс отчуждения военного имущества и продуктов его утилизации, находящихся в собственности Российской Федерации, юридическим и физическим лицам для использования их в хозяйственных целях. "Балансодержатель" - юридические лица, органы военного управления, за которыми недвижимое военное имущество закреплено в установленном порядке. Реализации на внутреннем рынке не подлежат боеприпасы <*>, оружие и вооружение в недемилитаризованном виде, кроме случаев, оговоренных законодательством Российской Федерации. Реализация боеприпасов, оружия и вооружения на внешнем рынке из находящихся в наличии в Вооруженных Силах осуществляется Министерством обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. -------------------------------- <*> Боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание - см. ФЗ "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ.
По нашему мнению, под реализацией ВВИ следует понимать комплекс (совокупность) необходимых организационно - правовых, технических, экономических, научных и других мероприятий, обеспечивающих выявление, планирование, предпродажную подготовку, ценообразование и реализацию относящихся к федеральной собственности, высвобождающихся в связи с реформированием и сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, снятых с вооружения, выработавших свой ресурс, морально и физически устаревших образцов вооружения и военной техники (включая продукты утилизации вооружения и боеприпасов) и иного излишнего военного имущества в целях его эффективного использования в интересах народного хозяйства, а также мобилизации внебюджетных средств на решение социальных проблем военнослужащих. Содержание и динамику процесса реализации можно представить следующим образом: определение оборонных потребностей страны в соответствии с военной доктриной государства на основании показателей государственного оборонного заказа и бюджета на год; выявление ненужного, излишнего и неиспользуемого военного имущества; планирование процесса реализации; принятие решения о высвобождении и реализации ВВИ; предпродажная подготовка материальных ресурсов; определение цены; собственно реализация (передача, продажа, мена); распределение денежных средств, вырученных от реализации; учет, контроль и анализ результатов реализации, отчетности. Реализация ВВИ в Вооруженных Силах Российской Федерации не должна наносить ущерба безопасности Российской Федерации, боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил РФ, приводить к нарушению установленного режима секретности. В Министерстве обороны Российской Федерации создана и функционирует структура органов реализации и использования ВВИ, возглавляемая Центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей (ЦУМРиВЭС МО РФ) и Главным квартирно - эксплуатационным управлением (ГлавКЭУ МО РФ) Министерства обороны Российской Федерации. В центральном аппарате Министерства обороны, в видах Вооруженных Сил, родах войск, главных и центральных управлениях МО РФ образованы отделы (группы) реализации. На местах отделы (группы) реализации созданы в округах, на флотах, в отдельных объединениях и соединениях войск. В настоящее время правовую основу системы реализации ВВИ, существующей в Министерстве обороны РФ, составляют Федеральные законы "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" 1997 г. N 123-ФЗ, "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" 1998 г. N 135-ФЗ, Указы Президента РФ "Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционировании и приватизации предприятий военной торговли" от 23 июля 1997 г. N 775, "Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений указов Президента по вопросам реализации ВВИ" от 27 марта 1999 г. N 385, Постановления Правительства РФ "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества" от 24 июня 1998 г. N 623, "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества" от 15 октября 1999 г. N 1165, Приказ Министра обороны Российской Федерации "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 26 ноября 1999 г. N 555 и другие нормативные правовые акты. Существующая в Министерстве обороны Российской Федерации система реализации ВВИ фактически состоит из системы реализации движимого и недвижимого ВВИ. Рассмотрим механизм реализации высвобождаемого движимого военного имущества <*>. -------------------------------- <*> Далее по тексту - ВДВИ.
В соответствии с п. 2 Правил высвобождения и реализации движимого военного имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1165, решения о высвобождении и реализации движимого военного имущества принимают федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Нормы вышеуказанных Правил позволяют каждому федеральному органу своим ведомственным нормативным актом применительно к своей структуре, условиям и внутренним нормативным документам определить оптимальный вариант прохождения документов в максимально короткие сроки. Согласно Инструкции о порядке ВДВИ в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу Министра обороны РФ 1999 г. N 555) <*> реализация ВДВИ видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, Воздушно - десантных войск, главных и центральных управлений <**> Министерства обороны Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании предписаний для передачи на реализацию ВДВИ <***> (по форме, приведенной в приложении N 1 к Инструкции), которые выдает ЦУМРиВЭС МО РФ. -------------------------------- <*> Далее именуется Инструкция. <**> Далее перечисленные органы именуются уполномоченные органы военного управления. <***> Далее именуются предписания.
Реализация в отличие от прежнего порядка проводится через отобранные Министерством обороны Российской Федерации на конкурсной основе организации (далее именуются организации - агенты) в следующем порядке: на внутреннем рынке - по правилам продажи отдельных видов товаров, биржевой, комиссионной и розничной торговли, а также на условиях договора мены; на внешнем рынке - в соответствии с законодательством Российской Федерации. ЦУМРиВЭС МО РФ - уполномоченный орган военного управления по вопросам, связанным с высвобождением и реализацией движимого военного имущества на внутреннем и внешнем рынках. На него возложены функции генерального заказчика <*> по реализации ВДВИ, определены его функции по организации, планированию и контролю за процессом реализации ВВИ на внутреннем и внешнем рынках. -------------------------------- <*> Генеральный заказчик по реализации высвобождаемого движимого военного имущества - орган военного управления, осуществляющий организацию, координацию, планирование и контроль за реализацией высвобождаемого движимого военного имущества, а также внешнеэкономическую деятельность в пределах предоставленных полномочий.
Планирование высвобождения и реализации движимого военного имущества
Планирование реализации ВДВИ осуществляется в управлениях Главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, командующего Воздушно - десантными войсками, главных управлениях и управлениях Генерального штаба, главных и центральных управлениях Министерства обороны, которые организуют эту работу в подчиненных структурах, а также в соединениях, частях, учреждениях, организациях и на предприятиях Министерства обороны. Командующие флотами представляют необходимые документы через управление главнокомандующего Военно - Морским Флотом. По нашему мнению, планирование должно включать в себя следующие основные элементы: - выявление ВДВИ; - определение путей использования имущества с наибольшей эффективностью; - экономический анализ предложений по использованию имущества; - представление предложений в План по реализации ВДВИ. Выявление ВДВИ, не находящего дальнейшего применения в войсках, осуществляется: - в повседневной деятельности соответствующих служб Министерства обороны Российской Федерации; - по итогам инвентаризации; - в результате проведения организационно - штатных мероприятий. В соответствии с руководящими документами Министерства обороны РФ (Приказ МО РФ 1997 г. N 105) инвентаризация проводится один раз в год по состоянию на 1 января. Вместе с этим проведение инвентаризации требует большой подготовительной работы в войсках и длительного времени по обобщению результатов ее итогов в условиях реформирования Вооруженных Сил РФ и включает: - отвлечение большого количества личного состава каждой воинской части от своих прямых функциональных обязанностей для работы в комиссии; - дополнительные финансовые затраты на подготовку документации (карточки учета, бланки инвентаризации и т. п.); - сведение результатов инвентаризаций по подразделениям каждой воинской части в обобщенный доклад и представление их до Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и главных (центральных) управлений МО РФ. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что процесс выявления ВВИ в Министерстве обороны Российской Федерации идет практически постоянно. Анализ порядка планирования позволяет условно выделить три потока сведений (предложений в План реализации ВДВИ), передаваемых снизу вверх непосредственно от воинских частей до центральных органов военного управления. 1. Предложения от воинских частей окружного подчинения. 2. Предложения от воинских частей центрального подчинения, замыкающихся на виды Вооруженных Сил, Воздушно - десантные войска (флоты представляют документы через управление главнокомандующего Военно - Морским Флотом). 3. Предложения от воинских частей центрального подчинения, замыкающихся на главные и центральные управления МО РФ, главные управления и управления ГШ ВС РФ. Процесс планирования начинается с воинских частей, в которых ежегодно проводится инвентаризация военного имущества, отрабатываются планы обеспечения материальными средствами и т. д. Для балансодержателей (воинских частей) основанием для отработки предложений в План на реализацию ВДВИ (далее - План) являются ежегодные директивы Генерального штаба, определяющие на предстоящий год: организационные мероприятия (в том числе сокращение боевого состава и численности Вооруженных Сил), объемы ожидаемых поставок вооружения, военной техники и другого имущества; порядок обеспечения мобилизационной готовности, оперативные запасы расходных материальных средств, объемы вооружения и военной техники, подлежащие закладке в центр и зачислению в Резерв Министра обороны. На все выявленные сверхнормативные и неиспользуемые материальные ценности командиры воинских частей в начале текущего года готовят предложения в План (по форме, указанной в приложении N 3 к Инструкции) и представляют по команде соответствующим довольствующим службам. После принятия решения о перераспределении материальных ценностей между воинскими частями в составе уполномоченных органов военного управления довольствующие службы обобщают уточненные предложения и вносят их в План (с заполнением всех граф), включая и предложения за части центрального и непосредственного подчинения, и с предложениями по реализации военного имущества (в том числе и списанного) направляют в главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации, заказывающие управления видов Вооруженных Сил, родов войск по их номенклатуре. При необходимости осуществляется согласование с организационно - мобилизационным управлением вида Вооруженных Сил, рода войск, округа отдельных видов движимого военного имущества, планируемого к высвобождению для реализации. После аналогичного перераспределения движимого военного имущества на уровне Министерства обороны Российской Федерации уточненные предложения в План должны быть возвращены соответствующим уполномоченным органам военного управления, обобщены и до 1 сентября года, предшествующего планируемому, представлены ими в ЦУМРиВЭС МО РФ. Сроки выполнения воинскими частями всех предварительных мероприятий по планированию определяются уполномоченными органами военного управления самостоятельно таким образом, чтобы успеть согласовать и обобщить собранные данные и передать их к 1 сентября в ЦУМРиВЭС МО РФ. К проекту Плана прилагается пояснительная записка с укрупненным перечнем военного имущества довольствующих органов с указанием количества основных типов, марок техники и имущества. Предложения в План представляются одновременно в виде письменного донесения и на магнитном носителе информации (дискете), в формате текстового редактора "MSWord". ЦУМРиВЭС МО РФ обобщает полученные предложения, разрабатывает проект Плана на реализацию ВДВИ Министерства обороны Российской Федерации на планируемый год и представляет его на утверждение Министру обороны Российской Федерации. Далее выписки из утвержденного плана до 1 ноября года, предшествующего планируемому, доводятся ЦУМРиВЭС МО РФ до соответствующих органов военного управления в части, их касающейся, а они в месячный срок после получения выписок из утвержденного плана на реализацию ВДВИ разрабатывают проекты годовых экономически обоснованных смет расходов денежных средств, планируемых к получению от реализации ВДВИ, и представляют их в Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации (ГУВБиФ МО РФ) для составления обобщенной годовой сметы расходов.
/"Право в Вооруженных Силах", N 9, 2000/
Порядок высвобождения движимого военного имущества организован и осуществляется путем движения документов по тем же трем потокам. Довольствующие органы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, Воздушно - десантных войск, военных округов (флоты представляют документы через управление главнокомандующего Военно - Морским Флотом) для высвобождения движимого военного имущества на основании сведений воинских частей направляют перечни высвобождаемого военного имущества (ВДВИ), согласованные с организационно - мобилизационными органами, для дальнейшего согласования в соответствующие главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации, являющиеся генеральными заказчиками этого имущества. Причем в перечни военных округов включается также ВДВИ, на обеспечение которым в данном военном округе зачислены воинские части, подчиненные главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующему Воздушно - десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации. Главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации рассматривают перечни, согласовывают их с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации (Главным организационно - мобилизационным управлением) по номенклатуре Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и направляют довольствующим органам видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, Воздушно - десантных войск, а по частям центрального подчинения представляют их в ЦУМРиВЭС МО РФ. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, военные округа и Воздушно - десантные войска рассматривают согласованные перечни по всем довольствующим органам и представляют их в ЦУМРиВЭС МО РФ. Перечни подписываются соответствующими начальниками довольствующих органов, начальниками отделов (групп) реализации высвобождаемого военного имущества органов военного управления (далее именуются органы реализации), начальниками финансового органа (главными бухгалтерами) довольствующих служб и заверяются оттисками мастичных гербовых печатей. Сопроводительные документы к перечням, направляемым в ЦУМРиВЭС МО РФ, подписываются начальником (командиром) органа военного управления. Перечни на ВДВИ, не закрепленное ни за одной из довольствующих служб органов военного управления, представляются в установленном порядке в ЦУМРиВЭС МО РФ. В перечнях (приложение N 2 к Инструкции) указываются наименование (тип, марка) ВДВИ, единица измерения и его количество, год выпуска или постройки, процент износа, проставляется качественное (техническое состояние по данным учета категорийных и некатегорийных материальных средств, изменения качественного состояния, списания с учета. Помимо этого указывается условное наименование и местонахождение воинской части, цена за единицу изделия, определенная по методикам оценки, и общая стоимость представленного к реализации вида ВДВИ. Для лома черных и цветных металлов перечни заполняются с небольшими особенностями: в соответствующих графах формы указываются источник их образования, стандарты их разделки; год выпуска или постройки не указывается. Одновременно с перечнями представляются их копии на магнитных носителях. Таким образом, после согласования с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации (ГОМУ) перечней ВДВИ на предмет потребности в нем Министерства обороны в настоящий период и по перспективным планам, в случае дальнейшего представления ВДВИ руководителями органов военного управления на реализацию, указанное военное имущество приобретает статус высвобождаемого (становится высвобождаемым). Изменяется его правовой режим как имущества, ограниченного в обороте, на режим свободно обращающихся объектов гражданских прав. Однако фактически право свободно реализовать ВДВИ у организации - агента появляется только после выдачи ЦУМРиВЭС МО РФ как органом, контролирующим и управляющим процессом реализации, предписания на реализацию ВДВИ. ЦУМРиВЭС МО РФ согласно своим полномочиям оформляет и выдает (высылает) предписания по установленной форме (приложение N 1 к Инструкции) уполномоченным органам военного управления на основании полученных перечней с указанием срока действия предписания и организации - агента. Копию предписания получает и соответствующая организация - агент. Один экземпляр для контроля остается в ЦУМРиВЭС МО РФ. Соответственно уполномоченные органы военного управления направляют предписания в довольствующие органы, представившие имущество на реализацию, в 10-дневный срок с момента их получения. В зависимости от изменения условий реализации срок действия предписаний может продлеваться или прекращаться по отдельным письменным решениям ЦУМРиВЭС МО РФ по требованию ГУВБиФ МО РФ, предложениям главнокомандующих видов Вооруженных Сил, командующих военных округов, Воздушно - десантными войсками, начальников главных и центральных управлений МО РФ. Как правило, предписания на реализацию военного имущества действительны в течение года со времени их подписания и выдаются как на партии имущества, так и на отдельные его виды.
Порядок подготовки ВДВИ к реализации
После получения предписания довольствующие органы в установленном порядке выдают воинской части наряд (разнарядку) или иной распорядительный документ на передачу ВДВИ. При необходимости проведения предпродажной подготовки организация - агент, указанная в предписании, может по согласованию с органами реализации заключить с воинской частью договор об оказании услуг на предпродажную подготовку. Инициатива в этом вопросе согласно Инструкции должна исходить от организации - агента. Предпродажная подготовка (восстановление, переоборудование, разборка и прочие работы) может осуществляться на базах, складах, арсеналах, в воинских частях и других организациях Министерства обороны по договорам, заключаемым организациями - агентами (их представителями) с уполномоченными органами военного управления и лицами, производящими работу. До подписания договора о предпродажной подготовке организации - агенты (их представители) совместно с органами реализации определяют экономическую целесообразность проведения работ. В каждом конкретном случае договор на проведение предпродажной подготовки должен быть согласован с финансовыми и юридическими органами участников сделки. После проверки условий, согласования цен на работы по предпродажной подготовке уполномоченные лица сторон подписывают представленный проект договора, один экземпляр которого направляется воинским частям, базам, складам и предприятиям МО РФ, где находится ВДВИ. Имеющиеся производственные мощности хозрасчетных предприятий МО разрешается использовать по заключенным с организациями - агентами договорам на проведение предпродажной подготовки, доработки, ремонта ВДВИ, направляемого на реализацию. Ранее действовавший порядок предполагал, что организация - агент имеет право за счет собственных свободных средств выдавать предприятиям МО РФ аванс для проведения предпродажной подготовки. Сейчас, представляется, что расчет за работы по предпродажной подготовке ВДВИ должен быть проведен до его реализации, так как организация - агент имеет право компенсировать свои затраты на реализацию ВДВИ (предпродажная подготовка, оценка и др.) из вырученных после продажи денежных средств. Это будет стимулировать заинтересованность посредников быстро реализовать ВДВИ и вернуть затраченные на подготовку к реализации средства. В целом, по нашему мнению, экономически организация - агент практически не заинтересована в проведении предпродажной подготовки, а даже наоборот, существует возможность спекуляций в этом вопросе: к примеру, возможен вариант, когда ВДВИ, требующее предпродажной подготовки, реализуется без таковой дружественному организации - агенту лицу по низкой цене, затем проводится предпродажная подготовка, и бывшее ВДВИ продается уже по высокой цене, после чего прибыль от этого будет гораздо выше, но пойдет не в Министерство обороны, а посредникам. Однако четких критериев определения необходимости проведения предпродажной подготовки ВДВИ и выбора необходимых работ, требующих предварительных финансовых затрат, пока нет, поэтому остается надеяться на добросовестность организаций - агентов. Завершив предпродажную подготовку, лицо - исполнитель работ передает имущество на реализацию через организации - агенты. Порядок предпродажной подготовки ВДВИ, планируемого к реализации на внешнем рынке, определяется органами военного управления по согласованию с ЦУМРиВЭС МО РФ.
Оценка ВДВИ
Порядок стоимостной оценки ВДВИ остается пока наиболее серьезной проблемой реализации. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, Воздушно - десантные войска, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации производят стоимостную оценку высвобождаемого движимого военного имущества по разрабатываемым ими на основании действующих стандартов оценки, методикам оценки высвобождаемого движимого военного имущества по закрепленной номенклатуре. Указанная стоимостная оценка используется для планирования объемов реализации и сообщается организации - агенту для сведения (указывается в предписании). В настоящее время в Вооруженных Силах оценка ВДВИ должна соответствовать требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" 1998 г. N 135-ФЗ. Механизм реализации указанного Закона пока до конца не отработан. Но ст. 8 этого Закона требует в обязательном порядке проводить оценку объекта оценки при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, т. е. при реализации ВДВИ в том числе. Только в августе 1999 г. Правительством Российской Федерации определен уполномоченный орган, осуществляющий контроль за оценочной деятельностью в России, - Министерство государственного имущества. С уполномоченным органом должны быть согласованы специальные образовательные программы вузов, осуществляющих профессиональную подготовку оценщиков, и перечень требований к ним. Только после этого, на основании документа о полученном образовании и соблюдении иных требований, указанных в ст. 24 Федерального закона N 135-ФЗ, лицо, желающее стать профессиональным оценщиком, может получить лицензию, которая дает ему право легитимно осуществлять оценку объектов оценки. Таким образом, сейчас, чтобы не нарушить требования законодательства, можно заключать договоры об оценке ВДВИ только с оценщиками, получившими лицензию до 23 августа 1998 г., т. е. до вступления в силу Федерального закона N 135-ФЗ, но и они обязаны привести в соответствие с нормами этого Закона свои документы об образовании, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, не позднее 1 июля 2000 г. Не утверждены постановлением Правительства Российской Федерации стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, а также Положение о лицензировании оценочной деятельности. Видимо, по этой причине задерживается утверждение методик оценки ВДВИ, которые должны быть разработаны в Министерстве обороны и использоваться при планировании объемов реализации ВДВИ. Стоимостная оценка лома черных и цветных металлов осуществляется на основе рыночной стоимости, сложившейся в регионе его нахождения. Для определения рыночной стоимости ВДВИ организации - агенты, отобранные по конкурсу для реализации ВДВИ ЦУМРиВЭС МО РФ, по согласованию с ним в соответствии с законодательством РФ провели свои конкурсы по отбору оценщиков для проведения стоимостной оценки ВДВИ при его реализации. Отобранные оценщики будут на основании конкретных договоров с агентами определять рыночную стоимость ВДВИ, предписанного организации - агенту для реализации. Его рыночная цена продажи определяется оценщиками с учетом конъюнктуры рынка. Цена реализации ВДВИ в договоре с покупателем не должна быть ниже рыночной цены, определенной оценщиком в отчете. Затраты на оценку ВДВИ включаются организацией - агентом в цену продаваемого военного имущества. Непосредственно реализация ВДВИ осуществляется на основании заключенных с ЦУМРиВЭС договоров с организациями - агентами, отобранными на конкурсной основе, на внутреннем рынке России по правилам продажи отдельных видов товаров, биржевой, комиссионной и розничной торговли, а также на условиях договора мены. В заключенных с организациями - агентами договорах о реализации ВДВИ определены права и обязанности сторон при возмездном отчуждении находящегося в федеральной собственности ВДВИ. Анализ содержания типового договора с организацией - агентом позволяет выделить несколько слабых мест. Отношения между представителем собственника (ЦУМРиВЭС МО РФ) и посредником (организация - агент) при реализации ВДВИ сложны и предполагают разнообразные действия. Оформление в типовом договоре такого механизма посредством смешанного договора с элементами подряда, оказания услуг, агентирования возможно и целесообразно, на наш взгляд, в случае применения модели договора комиссии, т. е. реализации ВДВИ Агентом от своего имени за счет Принципала (в типовом договоре ЦУМРиВЭС МО РФ поименован - Заказчик). Однако, п. 2.1 типового Договора не раскрывает способа выполнения Агентом поручения Заказчика, что может привести к произвольному толкованию агентами своих прав и реализации ВДВИ согласно ст. 1005 ГК РФ от имени и за счет Заказчика, т. е. по договору поручения. Это, в свою очередь, может привести к тому, что по договорам купли - продажи ВДВИ обязанности Продавца, а следовательно, и ответственность, возникнут у ЦУМРиВЭС МО РФ. Гражданское законодательство о правах потребителей (ВДВИ во многих случаях будет реализовываться физическим лицам - потребителям) дает последним большие полномочия при отстаивании своих прав и интересов. В этом случае организация - агент останется в стороне, а все судебные проблемы - разбирательства потребителей с Продавцом, связанные с продажей ВДВИ, а именно: по поводу качества товара, информации о нем и т. д., могут лечь на ЦУМРиВЭС МО РФ тяжелым бременем и крайне усложнить его работу. Необходимо уточнить договор, дополнив п. 2.1 после слов "действия" словами "от своего имени за счет Заказчика", чем будет исключена возможность произвольного толкования пункта. Пп. 6.2 и 6.4, ограничивающие права Агента на самостоятельное удержание из сумм, поступивших к нему за продажу ВДВИ, своего вознаграждения и израсходованных им на исполнение поручения сумм, носят характер психологического воздействия на Агента, т. к. не соответствуют императивным ст. ст. 997 и 1001 ГК РФ и однозначно будут в случае судебного спора признаны судом недействительными. В целом можно отметить, что схема реализации ВДВИ по используемому типовому договору жизнеспособна, но подлежит дальнейшей корректировке. Предписания на реализацию ВДВИ являются юридическим основанием для этих операций и выдаются в целях пресечения осуществления неэффективных и бесконтрольных операций с имуществом МО РФ и создания информационной базы для учета и контроля. Реализация ВДВИ, свободная реализация которого запрещена, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для данного вида имущества. В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на приобретение высвобождаемого военного имущества по сложившимся ценам с учетом износа и предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации льгот. Реализация ВДВИ на условиях договора мены осуществляется по решениям Министра обороны Российской Федерации и его первых заместителей на основании предписаний ЦУМРиВЭС МО РФ по обоснованным предложениям органов военного управления, согласованным с ГУВБиФ МО РФ и управлением военно - экономического анализа и экспертизы МО РФ. В практике реализации военного имущества в Министерстве обороны России были примеры таких сделок, когда военное имущество обменивалось на жилье для военнослужащих. Допуск покупателя и/или представителя организации - агента к ВДВИ для осмотра, предпродажной подготовки или получения осуществляется в установленном порядке по заявкам организаций - агентов. Оплата погрузочно - разгрузочных работ и транспортных услуг осуществляется за счет покупателя. Передача проданного ВДВИ покупателю осуществляется уполномоченным командиром воинской части лицом на основании следующих документов: наряда (разнарядки) или иного распорядительного документа, оформленного в установленном порядке, доверенности организации - агента на получение имущества с приложением договора купли - продажи с отметкой об оплате или документа, подтверждающего оплату. Передача ВДВИ покупателю должна производиться после выполнения условий сделки. Сведения о реализованном ВДВИ собираются по следующей схеме: воинская часть - довольствующий орган - орган реализации ВДВИ - ЦУМРиВЭС МО РФ - ГУВБиФ МО РФ. Воинская часть в трехдневный срок после передачи покупателю реализованного движимого военного имущества направляет довольствующему органу исполненный наряд (разнарядку) или иной распорядительный документ, определенный Руководством по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах Российской Федерации. Довольствующий орган в трехдневный срок представляет копию полученного документа в органы реализации ВДВИ. Орган реализации в трехдневный срок представляет уведомление о передаче реализованного движимого военного имущества (по форме, приложение N 4 к настоящей Инструкции) в ЦУМРиВЭС МО РФ, которое ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет обобщенный отчет о реализации ВДВИ и перечислении денежных средств на специальный счет МО РФ (по форме, приложение N 5 к Инструкции) в ГУВБиФ МО РФ. Помимо этого после окончания срока действия предписаний уполномоченные органы военного управления и организации - агенты представляют в ЦУМРиВЭС МО РФ отчеты о фактическом исполнении предписаний в установленном порядке. Так осуществляется учет денежных средств и отчетность о реализованном ВДВИ. Высвобождаемое движимое военное имущество снимается с реализации по решению ЦУМРиВЭС МО РФ на основании представлений уполномоченных органов военного управления с мотивированным обоснованием причин. ВДВИ может быть снято с реализации, однако это разрешается только до момента заключения договора купли - продажи (мены) организацией - агентом. ВДВИ, на реализацию которого заключены договоры купли - продажи (мены), снятию с реализации не подлежит. Уполномоченный орган военного управления, представивший на реализацию ВДВИ, в отношении имущества, не реализуемого длительное время, направляет предложения по его дальнейшему использованию в ЦУМРиВЭС МО РФ (представления на реализацию в виде запасных частей, списания по актам технического состояния и т. п.). К сожалению, точно не определенная длительность этого срока не способствует скорейшей реализации ВДВИ и соответственно получению Министерством обороны России внебюджетных средств. Согласно действующей редакции Указа Президента Российской Федерации "Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционировании и приватизации предприятий военной торговли" от 23 июля 1997 г. N 775 100% денежных средств, полученных от реализации ВДВИ, после вычета предусмотренных затрат поступает на специальные счета федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Денежные средства, зачисленные на специальный счет Министерства обороны Российской Федерации, после проведения расходов (компенсации затрат на предпродажную подготовку и реализацию ВДВИ и затем перечисления 0,5% денежных средств Главной военной прокуратуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации) расходуются на цели, установленные законодательством Российской Федерации: 70% - по утвержденной Министром обороны Российской Федерации обобщенной годовой смете расходов, составленной на основании экономически обоснованных годовых смет расходов видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, Воздушно - десантных войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации; 30% - по решениям Министра обороны Российской Федерации. Таким образом, отработка и совершенствование нового механизма реализации ВДВИ будет способствовать получению Министерством обороны внебюджетных средств для проведения мероприятий по социальной защите военнослужащих и военной реформе. В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации разработан проект Инструкции о порядке подготовки к реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества. После ее утверждения автор планирует дать комментарии системе реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые будут опубликованы на страницах журнала.
Название документа