Некоммерческая организация в 1997 г. приобрела за счет членских взносов товарный знак. Организация ведет как некоммерческую, так и предпринимательскую деятельность. В 2007 г. организация продлила срок действия товарного знака. Вправе ли она для целей исчисления налога на прибыль учитывать расходы, связанные с продлением срока использования товарного знака?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 20 февраля 2008 г. N 20-12/015948
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон N 3520-1) в редакции, действующей до 1 января 2008 г., товарный знак представляет собой обозначение, которое служит для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 3520-1 правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном данным Законом, или в силу международных договоров РФ.
При этом в ст. 3 Закона N 3520-1 определено, что на зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 3520-1 в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности на основании решения о регистрации товарного знака в течение месяца с даты получения документа об уплате пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ.
В реестр вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, перечень товаров, для которых зарегистрирован товарный знак, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений. Об этом сказано в ст. 14 Закона N 3520-1.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 3520-1 выдача свидетельства на товарный знак производится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца с даты регистрации товарного знака в реестре.
В п. 1 ст. 16 Закона N 3520-1 установлено, что регистрация товарного знака действует до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
На основании п. 2 ст. 16 Закона N 3520-1 срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет.
По ходатайству правообладателя для продления срока действия регистрации товарного знака ему может быть предоставлен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины.
Согласно п. 3 ст. 16 Закона N 3520-1 запись о продлении срока действия регистрации товарного знака вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в реестр и свидетельство на товарный знак.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.1993 N 793 утверждено Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров.
В соответствии с пп. "к" и "л" п. 2 Положения за продление срока действия регистрации товарного знака взимается пошлина в размере 15 000 руб., за предоставление шести месяцев для продления истекшего срока действия регистрации товарного знака взимается дополнительная пошлина в размере 1500 руб.
На основании п. 3 ст. 257 НК РФ в целях налогообложения прибыли нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
К нематериальным активам относится, в частности, исключительное право на товарный знак.
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые:
- находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено в гл. 25 НК РФ);
- используются им для извлечения дохода;
- стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Согласно п. 2 ст. 258 НК РФ определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства. Кроме того, срок полезного использования может определяться исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности налогоплательщика).
Таким образом, амортизация, начисленная по нематериальному активу, используемому в деятельности, приносящей доходы, и рассчитанная исходя из его первоначальной стоимости, учитывается в целях налогообложения прибыли.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты в виде суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.
В связи с этим некоммерческая организация вправе расходы по уплате пошлин за продление срока действия регистрации товарного знака и за предоставление шестимесячного срока для продления истекшего срока действия регистрации учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Однако при этом товарный знак должен использоваться в деятельности, направленной на получение доходов.
В случае если товарный знак приобретен некоммерческой организацией за счет членских взносов, налоговая база не уменьшается на сумму начисленной амортизации по указанному нематериальному активу.
Если товарный знак некоммерческая организация использует как в некоммерческой, так и в предпринимательской деятельности, расходы, связанные с уплатой пошлин за продление действия товарного знака, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Н. В.ПРОКАЕВА
20.02.2008