После выпуска товаров таможней принято решение об их классификации иным кодом ТН ВЭД, в результате чего декларанту были дополнительно начислены таможенные платежи. При этом уведомления таможни о принятии классификационных решений, помимо реквизитов данных решений (даты принятия и номера), какой-либо иной информации, в том числе об основаниях принятия решений о классификации товаров, о вновь присвоенных товарам классификационных кодах, не содержали. Копии решений о классификации товаров декларанту также не направлялись. Правомерны ли действия таможни?

Ответ: Пунктом 3 ст. 40 Таможенного кодекса РФ определено, что при установлении нарушения правил классификации товаров таможенный орган вправе самостоятельно осуществить их классификацию в соответствии с ТН ВЭД России. Такая классификация в силу п. п. 8, 14, 35 Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России, утвержденной Приказом ФТС России от 29.09.2004 N 85 (далее - Инструкция), осуществляется таможенным органом путем принятия классификационного решения. При принятии решения о классификации товара уполномоченное должностное лицо информирует декларанта о принятом решении в форме письма в соответствии с установленными требованиями для переписки (п. 38 Инструкции).

Таким образом, таможенным законодательством установлена обязанность таможенного органа уведомлять декларанта о принятом классификационном решении. Вместе с тем сведения, подлежащие обязательному указанию в данном уведомлении, а также его форма нормативно не определены. Тем не менее при принятии указанных решений таможенный орган обязан во всяком случае сообщать декларанту основные сведения, относящиеся к его принятию, в том числе основания и вновь присвоенные классификационные коды, поскольку их отсутствие в таком уведомлении лишало бы данные действия таможни всякого правового смысла. Сообщение лишь дат и номеров классификационных решений нельзя признать надлежащим уведомлением декларанта об их принятии в смысле п. 38 Инструкции.

Правильность изложенной позиции подтверждается также тем, что в силу п. 61 Инструкции декларант обладает правом обжаловать решение о классификации товара, тогда как отсутствие данных сведений в рассматриваемом уведомлении существенно затрудняло бы возможность своевременной и полноценной реализации указанного права.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 320, п. 1 ст. 328 ТК РФ декларант является плательщиком таможенных пошлин, налогов. При этом права декларанта как плательщика таможенных платежей актами таможенного законодательствами не определены. В связи с этим данное лицо в силу п. 2 ст. 3 ТК РФ пользуется правами, предоставленными налогоплательщикам, в том числе правом получения копий решений, принимаемых налоговыми органами (пп. 9 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ). Наряду с этим таможенные органы при взимании налогов несут не только те обязанности, которые установлены таможенным законодательством, но и те, которые в соответствии с налоговым законодательством возложены на налоговые органы (п. 1 ст. 34 НК РФ). Среди обязанностей налогового органа, перечисленных в ст. 32 НК РФ, предусмотрена обязанность выдавать по заявлению налогоплательщика копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика.

Таким образом, в случае принятия решения о классификации товара таможенный орган обязан в любом случае сообщить декларанту в письменном виде основные сведения, относящиеся к его принятию, либо при наличии соответствующего заявления направить ему копию классификационного решения.

В. В.Егиазарова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

14.02.2008