Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, имеет в собственности нежилое помещение, часть которого сдает в аренду (арендодатель). В соответствии с условиями договора аренды в арендную плату не включены расходы по оплате коммунальных услуг. Так как нежилое помещение сдается не целиком, то часть коммунальных услуг арендодатель приобретает для себя. При этом арендатор сам регулирует свой объем потребления коммунальных услуг: расход воды, электроэнергии и т. д. Организации-поставщики в конце каждого календарного месяца выставляют на имя арендодателя все счета и счета-фактуры. В свою очередь арендодатель от своего имени выставляет счета-фактуры арендатору, в которых отражено количество услуг, фактически приобретенных арендатором. Правомерны ли действия арендодателя по выставлению счетов-фактур арендатору?

Ответ: Согласно п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.

При этом п. 3 ст. 169 Кодекса предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны только плательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.

Таким образом, организации, применяющие вышеназванный специальный налоговый режим, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) оформлять счета-фактуры не должны.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.1998 N 5905/98 предусмотрено, что в указанном случае абонентом является лицо, на балансе которого числится объект, потребляющий энергию.

Кроме того, согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.04.2000 N 7349/99 арендодатель не может являться энергоснабжающей организацией для арендатора, поскольку сам в качестве абонента получает электроэнергию для снабжения здания у энергоснабжающей организации.

Учитывая изложенное, относить операции по поставке (отпуску) электроэнергии, осуществляемые в рамках вышеназванных договоров, к операциям по реализации товаров для целей исчисления налога на добавленную стоимость оснований не имеется. В связи с этим данные операции объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость не являются и, соответственно, счета-фактуры на оплату электроэнергии, потребленной арендатором, арендодателем не выставляются.

Г. Н.Забелина

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

12.02.2008