Вправе ли налоговый орган привлечь организацию к ответственности за непредставление документов о конкретной сделке вне рамок налоговой проверки, если необходимость их представления налоговым органом не обоснована?
Ответ: Истребование у налогоплательщика каких-либо документов, относящихся к конкретной сделке, без соответствующего обоснования необходимости их получения не соответствует нормам Налогового кодекса РФ. Если налоговый орган привлечет организацию к ответственности за непредставление таких документов, в случае если необходимость их представления налоговым органом не обоснована, правомерность такого решения возможно будет оспорить в судебном порядке.
Обоснование: Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Закон N 134-ФЗ) п. 2 ст. 93.1 НК РФ был изложен в новой редакции. Данные изменения вступили в силу с 30 июля 2013 г. (п. 2 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).
Так, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Ранее данным пунктом было предусмотрено истребование только информации по конкретным сделкам.
Из положений п. 3 указанной статьи следует, что при истребовании документов (информации) относительно конкретной сделки налоговый орган направляет поручение об их истребовании в налоговый орган по месту учета лица, у которого они должны быть истребованы. При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а также указываются сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 указанной статьи).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), должно исполнить его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением, которое влечет применение ответственности в соответствии со ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
Статьей 129.1 НК РФ предусматривается, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Таким образом, с 30 июля 2013 г. налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика вне рамок налоговой проверки не только информацию относительно конкретной сделки, но и документы. В целях истребования документов относительно конкретной сделки налоговый орган направляет поручение об их истребовании в налоговый орган по месту учета лица, у которого они должны быть истребованы. В данном поручении должно быть указано, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла обоснованная необходимость в их представлении. В поручении указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Следовательно, вне рамок проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика какие-либо документы, относящиеся к конкретной сделке, без соответствующего обоснования необходимости их получения.
Ранее налоговый орган был вправе истребовать у налогоплательщика вне рамок налоговой проверки только информацию о конкретной сделке. При этом налоговый орган также обязан был обосновать необходимость ее истребования, что подтверждалось судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.03.2012 N Ф03-306/2012 по делу N А51-8667/2011).
Т. И.Сивошенкова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
06.11.2013