Об определении понятия "наименование" для целей применения ч. 4 ст. 43 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ; о запрете, предусмотренном ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ; об указании на товарный знак в документации об аукционе или извещении о проведении запроса котировок

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 января 2008 г. N Д04-224

Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.

1. Нормы, касающиеся фирменного наименования, закреплены положениями параграфа 1 гл. 76 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Частью 4 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Согласно положениям ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменное наименование является средством индивидуализации юридических лиц, призванным отличать одну коммерческую организацию от другой коммерческой организации, осуществляющей аналогичную деятельность. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Определяется фирменное наименование в учредительных документах юридического лица и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации.

Под наименованием, указанным в ч. 4 ст. 43 Закона, следует понимать общепринятые названия товаров, работ, услуг, идентифицирующие их вид, содержание и т. п., например: стол, стул, капитальный ремонт, услуги по транспортировке.

2. Пунктом 4 ст. 43 Закона определено, что запрос котировок должен содержать следующие сведения: наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Положения ч. 2 ст. 45 Закона устанавливают запрет исключительно на содержание в извещении о проведении запроса котировок указаний на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения товара или наименования производителя, а также требований к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

3. Нормы, касающиеся товарного знака, закреплены положениями параграфа 2 гл. 76 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указание на товарный знак при проведении аукциона или запроса котировок не является обязательным содержанием документации об аукционе или запроса котировок. Оно может использоваться только в случае, когда заказчик, уполномоченный орган не имеет возможности исчерпывающим образом описать требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к его безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

При этом важно учитывать, что указание на товарный знак должно сопровождаться словами "или эквивалент". Эквивалентность определяется на основании установленных в документации об аукционе или запросе котировок требований к качеству, техническим характеристикам товара, требований к его безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика (ч. 3 ст. 34 и ч. 2 ст. 45 Закона).

Вопрос о том, как определять наличие ограничения количества участников размещения заказа при возможном указании в извещении о проведении запроса котировок знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований места происхождения товара или наименования производителя, а также требований к товару, его производителю, информации, работам, услугам (ч. 2 ст. 45 Закона), полагаем целесообразным адресовать в ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.

Заместитель директора

Департамента государственного

регулирования в экономике

А. Т.КАТАМАДЗЕ

31.01.2008