Должностное лицо налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку организации, направило в сентябре 2013 г. требование о представлении документов, необходимых для реализации налоговым органом своих полномочий, сразу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи

Признается ли процедура направления такого требования нарушенной, в случае если указанное должностное лицо налогового органа находилось на территории организации?

Ответ: Со вступлением в силу с 24 августа 2013 г. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) порядок направления налогоплательщику требования о представлении документов, необходимых для реализации налоговым органом своих полномочий, уточнен. Данным порядком предусматривается, что если должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, находится на территории налогоплательщика, то требование должно быть передано лично под расписку руководителю (его представителю). При невозможности его вручения указанным способом оно направляется по почте заказным письмом или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Следовательно, с указанной даты направление налоговым органом требования о представлении документов сразу в электронном виде, если должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, находится на территории налогоплательщика, не допускается.

Обоснование: Право налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, закреплено нормами пп. 1 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (п. 12 ст. 89 НК РФ).

Законом N 248-ФЗ в п. 4 ст. 31 и п. 1 ст. 93 НК РФ были внесены изменения. Данные изменения вступили в силу с 24 августа 2013 г. (п. 1 ст. 6 Закона N 248-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ (в ред. Закона N 248-ФЗ) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ.

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ (в ред. Закона N 248-ФЗ) документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю, одним из следующих способов, если порядок их передачи прямо не предусмотрен НК РФ:

- непосредственно под расписку;

- по почте заказным письмом. В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма;

- в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Пунктом 2 ст. 93 НК РФ определено, что истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган:

- на бумажном носителе в виде заверенных проверяемым лицом копий (не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством РФ) - лично или через представителя или по почте заказным письмом;

- в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи по установленным ФНС России форматам.

Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждены Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.

Отказ или непредставление документов в десятидневный срок (двадцатидневный срок - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) влечет применение ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, и является основанием для проведения выемки необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ (п. п. 3 и 4 ст. 93 НК РФ).

Таким образом, если должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, находится на территории налогоплательщика, то требование о вручении документов должно вручаться лично руководителю (его представителю) под расписку. При невозможности его вручения таким способом оно направляется по почте заказным письмом или передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Это означает, что после вступления в силу Закона N 248-ФЗ направление налоговым органом требования о представлении документов сразу в электронном виде, если должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, находится на территории налогоплательщика, не допускается.

Ранее допускалось как вручение требования руководителю лично, так и направление его в электронном виде, независимо от того, где находилось в это время должностное лицо налогового органа, проводившего проверку, и только в случае невозможности передать его такими способами требование направлялось по почте заказным письмом.

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

06.11.2013