В процессе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых налоговый орган направил налогоплательщику требование о представлении проекта разработки месторождения полезного ископаемого, осуществляемой налогоплательщиком. В результате непредставления такого проекта в налоговый орган в срок, указанный в направленном налогоплательщику требовании, налоговый орган вынес решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Правомерно ли такое решение налогового органа?

Ответ: Пункт 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ предусматривает налоговую ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах,

В п. 1 ст. 93 НК РФ закреплено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

В п. 7 ст. 88 НК РФ сформулировано общее правило, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

В то же время в п. п. 6, 8, 9 ст. 88 НК РФ закреплены исключения из общего правила. В частности, при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в п. 1 ст. 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

Как следует из п. 2 ст. 339 НК РФ, технический проект разработки месторождения полезных ископаемых является документом, на основании которого определяется технология добычи полезного ископаемого и, как следствие, метод определения количества добытого полезного ископаемого, используемый при исчислении налога на добычу полезных ископаемых. Изменение технического проекта является основанием для изменения метода определения количества добытого полезного ископаемого.

Кроме того, в п. 7 ст. 339 НК РФ указано, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено п. 8 названной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Исходя из положений вышеизложенных норм технический проект разработки месторождения полезного ископаемого является документом, связанным с порядком исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и налоговый орган вправе затребовать у налогоплательщика при проведении налоговой проверки этот документ.

Следует отметить, что в судебной практике по данному вопросу единой позиции нет. Так, правомерность истребования у налогоплательщика проекта разработки месторождения полезного ископаемого подтверждает позиция ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 21.02.2005 N А42-9236/04-27.

Однако в судебной практике по данному вопросу существует и противоположная позиция.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 25.01.2007 N А29-4492/2006А рассмотрел ситуацию, в которой налоговый орган для проведения камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2005 г. и январь 2006 г. истребовал у налогоплательщика акт приема-сдачи нефти, накладную на сдачу-прием нефти за декабрь 2005 г., технический проект разработки месторождения, карту технологического процесса по добыче полезного ископаемого, договоры на транспортировку нефти, акты на списание потерь за январь - декабрь 2005 г. Однако суд указал, что из содержания ст. ст. 339 и 342 НК РФ следует, что для исчисления налога на добычу полезных ископаемых за конкретный налоговый период сведения о фактических потерях значения не имеют. Технологический проект разработки месторождения содержит лишь информацию о предполагаемых объемах добычи нефти, причем за период, превышающий налоговый период по названному налогу, и о фактических объемах добытой нефти не свидетельствует. Составление справки об отсутствии добычи титановых руд и редких земельных металлов и ее форма действующим законодательством не предусмотрены.

Суд также обратил внимание, что журнал регистрации показаний средств измерений СИКН на предприятии налогоплательщика не ведется, так как измерительные приборы не применяются, а количество добытого полезного ископаемого определяется косвенным (расчетным) путем. Форма БПН-1 "Отчет об исполнительном балансе добычи и сдачи нефти и газового конденсата" за декабрь 2005 г. и технический проект разработки месторождения на предприятии также отсутствуют. Доказательств наличия у налогоплательщика указанных документов налоговый орган вопреки требованиям ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ в суд не представил.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа за непредставление указанных документов.

Поддержал налогоплательщика и ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 07.12.2005 N Ф04-8783/2005(17652-А27-6), придя к выводу, что налоговый орган не доказал, что перечисленные в требовании документы, в частности технический проект разработки месторождения, карта технологического процесса по добыче полезного ископаемого, предусмотрены НК РФ или иными актами законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, учитывая позицию налоговых органов на местах, а также противоречивую судебную практику по данному вопросу, правомерность действий налогоплательщика по непредставлению в налоговый орган по его требованию проекта разработки месторождения, очевидно, придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

31.01.2008