Налоговый орган по результатам камеральной проверки представленной налогоплательщиком декларации по налогу на добычу полезных ископаемых вынес решение о привлечении его к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ, поскольку указанная декларация была представлена по истечении срока, установленного п. 2 ст. 345 НК РФ. Налоговый орган установил, что в проверяемом периоде налогоплательщик, имеющий действующую лицензию на осуществление работ по добыче полезных ископаемых, приостановил такие работы, что, по мнению налогового органа, не является основанием для утраты им статуса плательщика налога на добычу полезных ископаемых. Налогоплательщик полагал, что, поскольку фактическая добыча полезных ископаемых не осуществлялась, обязанность по представлению декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за этот период у него отсутствует. Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ: Пункт 1 ст. 345 Налогового кодекса РФ определяет момент первоначального представления декларации по налогу на добычу полезных ископаемых с момента приобретения статуса плательщика данного налога.

Следует учитывать, что плательщиками налога на добычу полезных ископаемых на основании ст. 334 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пользование недрами в Российской Федерации осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).

В силу ст. 9 Закона N 2395-1 пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона N 2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.

Часть 1 ст. 11 Закона N 2395-1 определила, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Из системного толкования приведенных норм следует, что пользователями недр и, соответственно, плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии.

Соответственно, положения п. 1 ст. 345 НК РФ могут быть применены только в ситуации, когда налогоплательщик, получив соответствующую лицензию, первый раз начинает фактическую добычу полезных ископаемых. Приостановление работ по добыче полезных ископаемых не влечет освобождения налогоплательщика от обязанности представлять в налоговый орган декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых. Правомерность подобных выводов подтверждает и судебная практика.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 14.04.2005 N А33-23525/04-С4-Ф02-1399/05-С1 рассмотрел ситуацию, в которой декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2004 г. представлена с нарушением срока, установленного п. 2 ст. 345 НК РФ, и указал, что довод налогоплательщика об отсутствии у него обязанности по представлению декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2004 г. является необоснованным, так как приостановление налогоплательщиком работ по добыче полезных ископаемых в 2004 г. не влечет прекращения обязанности по представлению соответствующих деклараций в налоговый орган, и п. 1 ст. 345 НК РФ при решении вопроса о правомерности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за непредставление декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2004 г. применим быть не может. К аналогичным выводам ФАС Восточно-Сибирского округа приходил и в Постановлении от 14.04.2005 N А33-23524/04-С4-Ф02-1400/05-С1.

Таким образом, решение налогового органа в указанной ситуации правомерно.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

31.01.2008