О налогообложении НДФЛ выплат в виде ежемесячной социальной помощи, оказываемой за счет средств местных бюджетов (в частности, бюджета г. Сочи), и применении стандартных налоговых вычетов, а также об отсутствии оснований для налогообложения ЕСН указанных выплат
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 января 2008 г. N 03-04-06-01/15
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом ежемесячных денежных выплат, производимых за счет средств бюджета города, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с Решением Городского собрания города Сочи от 16.10.2007 N 202 "О внесении изменений в Решение Городского собрания Сочи от 27.02.2007 N 27 "О порядке предоставления дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в виде муниципальной денежной компенсации и внесении изменений в Решение Городского собрания Сочи от 14.11.2006 N 300 "О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования город-курорт Сочи (денежная компенсация льгот на оплату коммунальных услуг)" начиная с 2007 г. установлены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, зарегистрированных и проживающих на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в виде ежемесячной социальной помощи.
1. В соответствии со ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика.
Доходы, освобождаемые от налогообложения, перечислены в ст. 217 Кодекса.
В соответствии с абз. 5 п. 8 ст. 217 Кодекса освобождены от налогообложения суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.
Статья 217 Кодекса не содержит среди освобождаемых доходов выплаты в виде ежемесячной социальной помощи, оказываемой за счет средств местных бюджетов.
Вместе с тем налогоплательщики имеют право уменьшить налоговую базу на стандартные налоговые вычеты в соответствии со ст. 218 Кодекса.
Размер максимального стандартного налогового вычета составляет 3000 руб. в месяц (36 000 руб. в год). В частности, данный вычет предоставляется инвалидам ВОВ; инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II, III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы; другим инвалидам, приравненным по пенсионному обеспечению к указанным категориям.
На стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. в месяц имеют право, в частности, участники ВОВ, инвалиды с детства, инвалиды I и II групп, а также лица, находившиеся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г., узники концлагерей в период Второй мировой войны.
Вышеперечисленные стандартные вычеты за каждый месяц налогового периода предоставляются налогоплательщику независимо от суммы его дохода, исчисленного нарастающим итогом с начала налогового периода, в отношении которого предусмотрена 13-процентная ставка налога.
Все остальные категории граждан имеют право на стандартный налоговый вычет в размере 400 руб., который может применяться налогоплательщиком ежемесячно до месяца, в котором исчисленный нарастающим итогом с начала года доход превысит 20 000 руб.
Установленные данной статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
В случае если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных данной статьей.
2. В соответствии со ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
Следовательно, выплаты в виде ежемесячной социальной помощи, производимые за счет средств местного бюджета жителям города Сочи, не признаются объектом обложения единым социальным налогом, так как не являются выплатами по вышеуказанным договорам.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
24.01.2008