Организация вывезла продукцию на хранение на территорию иностранного государства в таможенном режиме экспорта. Правомерно ли решение налогового органа о доначислении НДС по налоговой ставке 18% по причине невозможности представления организацией документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров в таможенном режиме экспорта?

Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.

По смыслу п. 1 ст. 165 Кодекса при реализации товаров, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы организацией представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Таким образом, при реализации товара в таможенном режиме экспорта для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговый орган следует представить документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 Кодекса.

Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях гл. 21 Кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).

По смыслу п. 1 ст. 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Таким образом, при заключении договора хранения реализации продукции не происходит. Следовательно, объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость отсутствует.

Вывоз продукции на территорию иностранного государства в таможенном режиме экспорта не может рассматриваться как подтверждение реализации продукции в таможенном режиме экспорта. Оценка правомерности применения того или иного таможенного режима не входит в компетенцию налогового органа.

И. Б.Королева

Фонд системного анализа

и социально-экономического

проектирования

18.01.2008