Правомерно ли в целях исчисления налога на прибыль включение в состав расходов поставщика товаров затрат по оплате услуг покупателя, направленных на расширение рынка сбыта товара поставщика, в частности оплаты маркетинговых услуг по поставке товаров во вновь открывшиеся магазины покупателя?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

В данном случае маркетинговые исследования направлены на расширение рынка сбыта поставщика, увеличение товарооборота между контрагентами (поставка товаров во вновь открывшиеся магазины) и получение прибыли путем определения оптимального ассортимента поставляемых товаров и категории потребителей в целях снижения рисков отсутствия реализации товара.

Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 10.05.2007 N 09АП-4945/2007-АК указал, что расширение рынка сбыта продукции выгодно как покупателю, так и поставщику, поскольку и тот, и другой занимаются коммерческой деятельностью, направленной на извлечение прибыли, размер которой зависит от величины рынка сбыта товара. Соответственно, произведенные поставщиком затраты являются экономически оправданными и правомерно учтены им в числе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Таким образом, учитывая положения пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ, поставщик вправе учесть в составе расходов затраты по оплате маркетинговых услуг по поставке товаров во вновь открывшиеся магазины покупателя в случае их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Д. В.Румянцев

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

14.12.2007