В каком порядке применяется налог на добавленную стоимость при осуществлении операций по заимствованию товаров из государственного резерва? Применяется ли в данном случае норма абз. 2 п. 4 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 807 гл. 42 "Заем и кредит" Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 39 Кодекса предусмотрено, что реализацией товаров признается передача на возмездной основе, в том числе обмен товарами, права собственности на товары.
Поскольку при передаче товаров в рамках договора займа переходит право собственности на товар, то для целей применения налога на добавленную стоимость операции по передаче товаров и их возврату в рамках договора займа являются операциями по реализации товаров.
Таким образом, операции по передаче товаров из государственного резерва и их возврату в государственный резерв подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Что касается принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость по товарам, полученным из государственного резерва, то согласно пп. 1 п. 2 ст. 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом согласно п. 1 ст. 172 Кодекса указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур поставщиков товаров после их принятия на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Кроме того, п. 2 ст. 172 Кодекса предусмотрено, что при использовании налогоплательщиком собственного имущества в расчетах за приобретенные товары вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком, которые исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты.
В отношении применения нормы п. 4 ст. 168 Кодекса, согласно которой с 1 января 2007 г. при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств, следует отметить, что данная норма Кодекса распространяется на операции по заимствованию товаров из государственного резерва, поскольку осуществляются безденежные формы расчетов за реализованные товары.
Учитывая вышеизложенные нормы Кодекса, для применения налоговых вычетов по товарам, заимствованным из государственного резерва, необходимо иметь в наличии счета-фактуры поставщиков, соответствующие первичные документы и платежные поручения на перечисление денежных средств согласно норме п. 4 ст. 168 Кодекса. При этом сумма налога, подлежащая вычету, определяется на основании вышеуказанного п. 2 ст. 172 Кодекса, то есть с учетом балансовой стоимости передаваемого имущества.
Е. Н.Вихляева
Главный специалист-эксперт
отдела косвенных налогов
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России
14.12.2007