По результатам выездной налоговой проверки общества с ограниченной ответственностью (далее - Общество) налоговым органом было признано необоснованным включение Обществом в состав расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, выплат членам наблюдательного совета по причине отсутствия заключенных с ними трудовых или гражданско-правовых договоров. Указанный наблюдательный совет образован в соответствии с уставом Общества с целью осуществления общего руководства деятельностью Общества. Документом, регулирующим порядок осуществления полномочий наблюдательного совета, является "Положение о совете", утвержденное решением общего собрания участников Общества. Указанное положение определяет размер вознаграждения, выплачиваемого членам наблюдательного совета. Правомерны ли выводы налогового органа?
Ответ: Правовое положение общества с ограниченной ответственностью (далее - Общество), права и обязанности его участников, а также порядок управления Обществом регулируются положениями Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона N 14-ФЗ уставом Общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) Общества.
К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) Общества относятся образование исполнительных органов Общества, досрочное прекращение их полномочий, решение вопросов о совершении крупных сделок в случаях, предусмотренных ст. 46 Закона N 14-ФЗ, решение вопросов о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных ст. 45 Закона N 14-ФЗ, решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников Общества, а также решение иных вопросов, предусмотренных Законом N 14-ФЗ (абз. 3 п. 2 ст. 32 Закона N 14-ФЗ).
По решению общего собрания участников общества согласно абз. 6 п. 2 ст. 32 Закона N 14-ФЗ членам совета директоров (наблюдательного совета) Общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением указанных обязанностей. Размеры указанных вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания участников общества.
В расходы налогоплательщика на оплату труда согласно ст. 255 Налогового кодекса РФ включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда, в частности, относятся расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями (п. 21 ст. 255 НК РФ).
При этом при определении налоговой базы по налогу на прибыль согласно п. 21 ст. 270 НК РФ не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
Таким образом, выплаты в виде вознаграждений членам наблюдательного совета Общества, с которыми Общество не заключило трудовые договоры, не подлежат включению в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, и, следовательно, выводы налогового органа правомерны.
К. В.Анатолити
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
12.12.2007