Организация направила в командировку своего работника. Для него был приобретен железнодорожный проездной билет, в стоимость которого включены страховые взносы. Правомерно ли учесть для целей налога на прибыль расходы на приобретение данного билета?

Ответ: Расходы на приобретение железнодорожного проездного билета для командированного работника, в стоимость которого включены страховые взносы, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Обоснование: Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Следует отметить, что до 1 января 2013 г. действовал Указ Президента РФ от 07.07.1992 N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров" (далее - Указ).

Данный Указ вводил на территории Российской Федерации обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций, на время поездки (полета).

Пунктом 3 Указа было установлено, что сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки).

Кроме того, в соответствии с п. 12 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, в редакции, действовавшей до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 411 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", расходы на проезд к месту командировки на территории Российской Федерации и обратно к месту постоянной работы включают расходы на проезд транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей.

Следовательно, сначала страховые взносы уплачивал перевозчик, однако впоследствии он взимал уплаченные страховые взносы с пассажиров путем включения их в стоимость проездных билетов. Конечным плательщиком страхового взноса, получается, являлся пассажир, и, следовательно, расходы на приобретение железнодорожного проездного билета, в стоимость которого включены страховые взносы, до 1 января 2013 г. могли уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Аналогичное мнение содержится в Письме Минфина России от 10.05.2006 N 03-03-04/2/138.

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также регулирует отношения, возникающие в связи с возмещением вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

Частью 1 ст. 5 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом N 67-ФЗ.

Федеральный закон N 67-ФЗ не содержит положений, говорящих о включении страхового взноса в стоимость проездного документа, однако содержит положение, обязывающее перевозчика предоставлять пассажирам информацию о страховщике и договоре обязательного страхования путем размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на билете либо на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Такая обязанность перевозчика установлена ч. 6 ст. 5 Федерального закона N 67-ФЗ.

Следовательно, если перевозчик обязан осуществлять расходы на страхование своей гражданской ответственности за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, логично предположить, что данные расходы будут включены им в стоимость реализуемых пассажирам билетов. Никаких ограничений для перевозчика по включению страховых взносов в стоимость проездного билета не предусмотрено. Точно так же, только в обязательном порядке, страховые взносы включались в стоимость проездного билета до 1 января 2013 г.

Расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы учитываются для целей налогообложения на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Под данными расходами понимаются и расходы на приобретение проездного билета. Поскольку страховой взнос включен в стоимость проездного билета, а билет по другой стоимости пассажиру не продадут, расходы на приобретение такого билета после 1 января 2013 г. также могут учитываться для целей налогообложения. Аналогичного мнения придерживается Минфин России в своем Письме от 26.08.2013 N 03-03-06/2/34907.

Также для целей налогообложения учитываются расходы на приобретение проездного билета, включающего в свою стоимость дополнительные услуги (сервисные сборы, плату за пользование постельными принадлежностями). Такой вывод содержится в Письмах Минфина России от 21.11.2007 N 03-03-06/1/823 и от 24.07.2008 N 03-03-06/2/93.

Д. В.Осипов

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

03.11.2013