С 1 января 2007 г. законом субъекта РФ установлено ограничение на размещение игорных заведений на территории субъекта РФ, согласно которому последние могут размещаться только на специально отведенных для этого территориях. При проведении осмотра помещений, используемых для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, должностными лицами налогового органа было выявлено фактическое отсутствие игровых автоматов, зарегистрированных в данном налоговом органе, и установлен факт их регистрации в налоговых органах других субъектов РФ. 1. Может ли протокол осмотра помещений, в которых ранее размещалось игорное заведение, служить основанием для снятия с учета игровых автоматов, и каков порядок обложения налогом на игорный бизнес указанных игровых автоматов? 2. Вправе ли налоговый орган самостоятельно снять с учета игровые автоматы, числящиеся за ликвидированной организацией? 3. Вправе ли налоговый орган самостоятельно снять с учета игровые автоматы, числящиеся за организацией, прекратившей предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на территории данного субъекта РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 декабря 2007 г. N 03-05-05-05/05

В Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрено письмо о порядке снятия с учета игровых автоматов и сообщается следующее.

1. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предоставлено право до 1 июля 2007 г. принять решение о запрете начиная с 1 июля 2007 г. на территории данного субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр. При этом решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр, об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон), принятые до 1 января 2007 г., сохраняют свое действие.

Таким образом, в случае, если до 1 января 2007 г. органом государственной власти субъекта Российской Федерации было принято решение об установлении ограничений деятельности по организации и проведению азартных игр на территории данного субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон), например, о возможности размещения игорных заведений в специально отведенных для этих целей территориях, игорные заведения, расположенные в местах, не предназначенных для осуществления такой деятельности, должны быть закрыты и соответствующие объекты игорного бизнеса (в частности, игровые автоматы) сняты с учета в налоговом органе.

В соответствии с п. 4 ст. 366 гл. 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) снятие с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес производится на основании заявления налогоплательщика, представленного в налоговый орган.

В случае проведения осмотра помещений, используемых для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, должностными лицами налогового органа может быть выявлено фактическое отсутствие игровых автоматов, зарегистрированных в данном налоговом органе, и установлен факт их регистрации в налоговых органах других субъектов Российской Федерации.

В описанной ситуации полагаем, что основанием для снятия с учета игровых автоматов на территории данного субъекта Российской Федерации будет являться их регистрация в налоговом органе на территории другого субъекта Российской Федерации. В этом случае протокол осмотра помещений, в которых ранее размещались игровые автоматы, будет являться документом, подтверждающим фактическое отсутствие игровых автоматов на проверенной территории.

Налогообложение игрового автомата, не снятого с учета на территории одного субъекта Российской Федерации, но при этом зарегистрированного на территории другого субъекта Российской Федерации, осуществляется в субъекте Российской Федерации, где игровой автомат не снят с учета, до момента регистрации этого игрового автомата на территории другого субъекта Российской Федерации.

При этом особенности налогообложения игровых автоматов, связанные с их перемещением, доведены до ФНС России Письмом Минфина России от 10.05.2006 N 03-06-05-02/05.

2. Во исполнение п. 11 ст. 89 Кодекса в связи с ликвидацией организации налоговый орган проводит выездную налоговую проверку, в ходе которой может быть обнаружен факт неисполнения ликвидируемой организацией обязанности по подаче в налоговый орган заявления о снятии с учета игровых автоматов. В этом случае налоговый орган в установленном порядке принимает решение о привлечении этой организации к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.2 Кодекса.

Если налоговым органом не были реализованы указанные полномочия и организация ликвидирована, игровые автоматы, числящиеся за ликвидированной организацией и фактически отсутствующие, могут быть сняты с учета в налоговом органе в силу пп. 4 п. 3 ст. 44 Кодекса, согласно которому с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации прекращается и обязанность по уплате налога.

3. В случае прекращения организацией предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса на территории субъекта Российской Федерации налоговый орган вправе направить по месту ее нахождения требование о представлении этой организацией заявления о снятии с учета всех игровых автоматов. При этом нарушение установленного порядка снятия с учета игровых автоматов влечет взыскание штрафа в размерах, установленных ст. 129.2 Кодекса.

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С. Д.ШАТАЛОВ

03.12.2007