В каком порядке определяется налоговая база по НДС при оказании налогоплательщиком услуг по договору транспортной экспедиции?

Ответ: Пунктом 1 ст. 156 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (иных доходов) при выполнении любого из этих договоров.

Пунктом 2 ст. 156 НК РФ предусмотрено, что если комиссионер на основании договора комиссии осуществляет реализацию товара (работы, услуги), не подлежащего налогообложению (освобожденного от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ, то его посреднические услуги все равно облагаются НДС. Аналогичные положения предусмотрены п. 7 ст. 149 НК РФ. Исключение составляют лишь посреднические услуги по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1, пп. 1 и 8 п. 2 и пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Договор транспортной экспедиции в ст. 156 НК РФ не упомянут.

Отношения сторон по договору транспортной экспедиции регулируются нормами гл. 41 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон о транспортно-экспедиционной деятельности).

На основании п. 1 ст. 1 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность, оказывают услуги по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. При этом согласно ст. 5 данного Закона клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.

В ст. 801 ГК РФ указано, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может предусматриваться осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Таким образом, по договору транспортной экспедиции экспедитор может оказывать услуги, связанные с перевозкой груза, сам либо организовать их выполнение другими организациями. Если по договору транспортной экспедиции экспедитор оказывает услуги не сам, а привлекает за счет клиента от своего имени или от имени клиента транспортную организацию, то такой договор содержит элементы посреднической сделки.

Согласно Письму Минфина России от 21.06.2004 N 03-03-11/103 налогоплательщики, оказывающие услуги по договорам транспортной экспедиции, определяют налогооблагаемую базу по НДС как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения. При этом суммы авансовых платежей, полученные в счет предстоящего выполнения услуг в рамках указанного договора, включаются в налоговую базу по НДС только в части платежей, соответствующих размеру указанного вознаграждения.

Такое же мнение высказано в Письме Минфина России от 30.03.2005 N 03-04-11/69.

По мнению арбитражных судов, налогоплательщики, оказывающие услуги по договору транспортной экспедиции, должны определять налоговую базу по правилам ст. 156 НК РФ.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 11.05.2007 N А31-10367/2005-7 арбитражный суд пришел к выводу, что налогоплательщик правомерно исчислил налог лишь с вознаграждения, полученного за организацию перевозки грузов иными хозяйствующими субъектами.

Суд также отклонил ссылку налогового органа на п. 5 ст. 173 НК РФ, указав, что налогоплательщик не относится к лицам, перечисленным в данной норме.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 30.12.2005 N Ф03-А73/05-2/4132 арбитражный суд также пришел к выводу о том, что налогоплательщики, оказывающие услуги по договорам транспортной экспедиции, определяют налогооблагаемую базу по НДС как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения. Включение в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость услуг перевозчиков, погрузочно-разгрузочных работ и применение налогового вычета по данным работам не производится, такие услуги подлежат возмещению клиентами в соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ и не учитываются экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2007 N А31-384/2006-15, от 19.03.2007 N А31-11508/2005-19, ФАС Уральского округа от 15.09.2004 N Ф09-3781/04-АК.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России и сложившейся судебной практики, налогоплательщики, оказывающие услуги по договору транспортной экспедиции, определяют налоговую базу по правилам ст. 156 НК РФ.

Р. М.Ригер

Референт государственной

гражданской службы РФ

3 класса

30.11.2007