Организация осуществляет производство и продажу лекарственных средств и имеет соответствующую лицензию. Учитываются ли в целях исчисления налога на прибыль затраты организации на рекламу в средствах массовой информации производимых ею лекарственных средств, отпускаемых только по рецепту врача, в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" относительно положений о рекламе лекарственных средств Федеральным законом от 16.10.2006 N 160-ФЗ?

Ответ: В соответствии с пп. 48 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по производству лекарственных средств подлежит лицензированию.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

На основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Пунктом 4 ст. 264 НК РФ закреплено, что к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1) под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле - и видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

К периодическим печатным изданиям относятся газеты, журналы, альманахи, бюллетени, иные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год.

Статьей 2 Закона N 2124-1 определено, что к специализированному СМИ относится такое СМИ, для регистрации или распространения продукции которого указанным Законом установлены специальные правила.

Согласно п. 3 ст. 43 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон N 86-ФЗ) информация о лекарственных средствах, отпускаемых по рецепту врача, допускается только в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Информация о лекарственных средствах для специалистов сферы обращения лекарственных средств может быть представлена в виде монографий, справочников, научных статей, докладов на конгрессах, конференциях, симпозиумах, научных советах, а также инструкций по применению лекарственных средств, предназначенных для врачей.

Согласно п. 1 ст. 44 Закона N 86-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе", далее - Закон N 160-ФЗ) в СМИ допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача.

УМНС России по г. Москве в Письме от 16.05.2003 N 26-12/26599 указывало, что специализированные медицинские издания (газеты, журналы, справочники, каталоги) могут быть отнесены к специализированным СМИ в случае, если они имеют постоянное название, текущий номер, выходят в свет не реже одного раза в год и для регистрации или распространения продукции (тиража или части тиража отдельного номера периодического печатного издания) которых Законом N 2124-1 установлены специальные правила.

По мнению налоговых органов, реклама препаратов рецептурного отпуска допускается только в непериодических специализированных (медицинских и фармацевтических) печатных изданиях (например, в различных медицинских и фармацевтических справочниках, брошюрах, книгах - сборниках монографий, научных статей, докладов и др.), которые не являются СМИ, с соблюдением обычных ограничений на рекламу лекарственных средств, предусмотренных ст. 44 Закона N 86-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 160-ФЗ), а именно:

- независимо от формы реклама должна соответствовать фармакологическим данным о лекарственных средствах, полученным при клинических исследованиях лекарственных средств, и требованиям государственного информационного стандарта;

- реклама не должна представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов, не должна вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства;

- реклама не должна подрывать репутацию предприятий - производителей лекарственных средств, веру потребителей в действие лекарственных средств;

- при рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта;

- реклама не должна создавать впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций;

- реклама не должна содержать утверждений о том, что действие лекарственного средства гарантировано.

На основании изложенного УМНС России по г. Москве пришло к выводу, что затраты на размещение рекламной информации о препаратах рецептурного отпуска в непериодических специализированных медицинских печатных изданиях для профессионалов, не являющихся СМИ и, следовательно, не зарегистрированных как СМИ, с соблюдением ограничений на рекламу лекарственных средств, предусмотренных ст. 44 Закона N 86-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 160-ФЗ) и положениями Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ), в качестве иных рекламных расходов учитываются для целей налогообложения прибыли в пределах 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Следует отметить, что Закон N 108-ФЗ утратил силу с 01.07.2006 в связи со вступлением в силу Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).

При этом Закон N 38-ФЗ содержит специальную ст. 24 "Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения".

В частности, в соответствии с п. 8 ст. 24 Закона N 38-ФЗ реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

На основании п. 2 ст. 8 и п. 1 ст. 17 Закона N 160-ФЗ ст. 44 Закона N 86-ФЗ утратила силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования Закона N 160-ФЗ. Закон N 160-ФЗ опубликован в "Российской газете" 18.10.2006.

Следовательно, с 29.10.2006 утратило силу установленное ст. 44 Закона N 86-ФЗ требование о допущении рекламы в СМИ только лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. С указанной даты допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, на соответствующих мероприятиях, а также только в специализированных медицинских (фармацевтических) изданиях, в том числе и специализированных медицинских печатных изданиях, являющихся СМИ и зарегистрированных как СМИ, с учетом положений ст. 24 Закона N 38-ФЗ.

Таким образом, затраты на рекламу производимых организацией, имеющей соответствующую лицензию, лекарственных средств, отпускаемых только по рецепту врача, в качестве иных рекламных расходов учитываются для целей налогообложения прибыли в пределах 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ, только при выполнении следующих условий:

- до 28.10.2006 включительно - если такая реклама размещена в непериодических специализированных медицинских печатных изданиях для профессионалов, не являющихся СМИ и не зарегистрированных как СМИ с учетом положений Закона N 86-ФЗ и Закона N 38-ФЗ (до 01.01.2006 - Закона N 108-ФЗ);

- с 29.10.2006 - если такая реклама размещена в изданиях, являющихся СМИ и зарегистрированных как СМИ, но только в тех, которые признаются специализированными медицинскими (фармацевтическими) изданиями, и с учетом других положений Закона N 38-ФЗ.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

30.11.2007