Организацией не оформлены в установленном порядке документы, подтверждающие право собственности на земельный участок. Налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки установил фактическое использование указанного участка и вынес решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату земельного налога. Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

В соответствии с п. 2 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Из изложенного следует, что при умышленном уклонении от оформления своих прав собственности на земельный участок налогоплательщик может быть привлечен к ответственности.

В Письме Минфина России от 27.03.2007 N 03-05-06-02/28 указано, что организация, права пользования земельными участками которой не зарегистрированы в установленном порядке, не может признаваться плательщиком земельного налога. Данная позиция отражена также в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2006 N 5-Г06-57.

В Письме ФНС России от 29.04.2005 N 21-4-04/154@ указано, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельные участки. Также следует иметь в виду, что при проведении контрольной работы к организациям в отношении земельных участков, по которым своевременно не принимаются меры по их государственной регистрации в органах юстиции (в том числе приобретенных на условиях договоров купли-продажи), должны применяться согласно ст. 110 НК РФ меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения, предусмотренные ст. 120 (или ст. 122) НК РФ.

В Определении Верховного Суда РФ N 5-Г06-57 указано, что иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. В нарушение этого требования НК РФ в оспариваемых положениях закона города Москвы к налогоплательщикам земельного налога отнесены не только организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ), но и владельцы, арендаторы зданий и помещений.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 26.01.2007 N А56-4371/2006 указал, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего. Следовательно, с момента приобретения в собственность имущества у налогоплательщика возникла обязанность по уплате земельного налога в связи с использованием соответствующих земельных участков (см. также Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.11.2006 N А78-1124/2006-2-24/38-Ф02-6012/06-С1, ФАС Поволжского округа от 25.07.2006 N А49-680/2006-95А/17).

ФАС Уральского округа в Постановлении от 13.12.2006 N Ф09-11013/06-С7 указал, что в силу отсутствия правоустанавливающих документов на землю или фактического пользования земельными участками, а также учитывая, что предприятие собственником имущества, расположенного на земельных участках, не является, суды обоснованно пришли к выводу о незаконности доначисления предприятию земельного налога, пеней и привлечения его к налоговой ответственности (см. также Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2006 N Ф09-11110/06-С7).

Таким образом, учитывая позицию Минфина России, а также арбитражную практику по данному вопросу, неправомерность решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату земельного налога по земельному участку, права на который не оформлены надлежащим образом, налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

30.11.2007