Очень много "третьих лиц"
(Редакционный материал)
("Обозрение: судебные новости", 2000, N 5)
Текст документа
ОЧЕНЬ МНОГО "ТРЕТЬИХ ЛИЦ"
Суд установил причинно-следственную связь между выходом из строя электронной аппаратуры и ненадлежащей охраной подвала, куда проник охотник до электрического кабеля.
"Кто рано встает - тому Бог дает" - говорит народная мудрость. А вот жителю поселка Дунай Приморского края пришлось на своем опыте убедиться в обратном. В 5 часов утра, когда все соседи еще мирно спали, Олег К. уже готовился к трудовому дню. В то же самое время приступил к "своей работе" и Владимир В., промышлявший цветными металлами. Вооружившись топором, он беспрепятственно проник в подвал жилого дома и отрубил кусок электрического кабеля на свои нужды. Эта операция вызвала резкий скачок напряжения в сети и "лишила жизни" импортную бытовую технику в квартире Олега. От электрошока вышли из строя телевизор, видеоплейер, холодильник и микроволновая печь.
Надо сказать, что у пострадавшего оказались золотые руки и большой запас терпения. Не дождавшись ответа на свое заявление в адрес жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) с требованием возместить ему причиненный ущерб, он сам починил и печь, и холодильник, и телевизор. Заминка вышла только с видеоплейером - в мастерской отсутствовали детали.
Повторное обращение к коммунальщикам вновь осталось без ответа, и Олег пригласил их в суд. Требования истца обязывали производственное управление ЖКХ произвести ремонт видеоплейера, выплатить неустойку в связи с просрочкой его ремонта в размере 14,8 тыс. руб., а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 7 тыс. руб.
Спор в суде разгорелся по поводу ответственных за происшествие. Представители ЖКХ категорически отрицали свою вину, ссылаясь на похитителя кабеля, который и должен был, по их мнению, возмещать ущерб. Однако суд удовлетворил иск, признав управление надлежащим ответчиком, поскольку именно оно предоставляет услуги по электроснабжению и отвечает за исправность и сохранность своего оборудования, тогда как электрокабель был украден из открытого для посторонних лиц подвала.
Эту точку зрения поддержала и кассационная коллегия Приморского краевого суда, куда ЖКХ обратилось с жалобой. Не согласилась вышестоящая инстанция лишь с тем, каким образом коммунальное хозяйство должно возмещать ущерб потребителю. Ведь оно по долгу службы не является исполнителем услуг по ремонту видеоаппаратуры, поэтому и не должно платить неустойку за просрочку ремонта. Его обязанность - согласно ст. 29 Федерального закона "О защите прав потребителей" - заключается в том, чтобы возместить потерпевшему расходы на ремонт имущества, сделанный с помощью третьих лиц. Таким образом, Олегу все же придется найти мастерскую, где "третьи лица" отремонтируют видеоплейер, а на повторное судебное заседание выставить счет коммунальщикам, которые, судя по всему, теперь побеспокоятся о надежных замках на дверях всех подвалов вверенных им жилых домов.
------------------------------------------------------------------
Название документа