Мы занимаемся перевозками пассажиров и уплачиваем ЕНВД. С 2008 г. вместо физического показателя "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки" будет использоваться физический показатель "посадочное место". Минфин разъяснил, что при подсчете количества посадочных мест места водителя и кондуктора не учитываются. Какими документами подтверждается использование посадочного места кондуктором?

Ответ: Действительно, с 01.01.2008 налогоплательщики, оказывающие автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, при расчете ЕНВД будут использовать физический показатель "посадочное место" (пп. "а" п. 23 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ), а не "количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров", как это было ранее (п. 3 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ в ред. от 21.07.2005 N 107-ФЗ).

Согласно разъяснениям финансового ведомства количество посадочных мест (мест для сидения, не считая места водителя и кондуктора) в каждом автотранспортном средстве, используемом для пассажирских перевозок, определяется на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства (Письмо Минфина России от 15.08.2007 N 03-11-05/190, п. 7 Письма Минфина России от 14.08.2007 N 03-11-02/230).

Однако ни налоговое законодательство, ни разъяснения Минфина России не содержат информации о том, какими документами должно подтверждаться использование посадочного места кондуктором.

По нашему мнению, тот факт, что одно из посадочных пассажирских мест используется кондуктором, можно подтвердить внутренними документами организации. Это могут быть: трудовой договор, заключенный с работником (ст. ст. 56, 67 Трудового кодекса РФ), копия приказа руководителя о приеме работника на должность кондуктора (форма N Т-1, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, ст. 68 ТК РФ), должностная инструкция работника. А также табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (форма N Т-12, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1) или табель учета рабочего времени (форма N Т-13, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1), из которых видно, что в течение месяца работник-кондуктор действительно выполнял свои трудовые обязанности.

При этом не стоит забывать, что при проведении налоговой проверки налоговые органы могут воспользоваться своим правом опроса свидетелей, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (п. 12 ст. 31, ст. 90 НК РФ), в том числе фактического использования одного из посадочных мест кондуктором. В этой ситуации такими свидетелями могут быть пассажиры автотранспортного средства.

А. Н.Краснопеева

Издательство "Главная книга"

29.11.2007