Временный управляющий ООО обратился в арбитражный суд с ходатайством об утверждении мирового соглашения, решение о заключении которого было принято на собрании кредиторов ООО большинством голосов, на основании позиции уполномоченного органа, обладающего 98% от общего числа голосов. Против его заключения выступали кредиторы, обладающие 2% голосов от общего числа голосов

По условиям мирового соглашения должник обязался погасить задолженность по обязательным платежам (налогам, пеням и штрафам) в соответствии с условиями п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ в течение года, а задолженность перед конкурсными кредиторами - в течение пяти лет после утверждения мирового соглашения, с условием об отсрочке выплаты в один год с момента утверждения мирового соглашения судом.

Является ли указанное мировое соглашение соответствующим требованиям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"?

Ответ: Так как мировое соглашение, содержащее условие о том, что задолженность по обязательным платежам (налогам, пеням и штрафам), в соответствии с условиями п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ, погашается в течение года, а задолженность перед конкурсными кредиторами - в течение пяти лет после утверждения мирового соглашения, предусматривает более льготный режим погашения требований уполномоченного органа по сравнению с условиями погашения требований конкурсных кредиторов, права которых этим нарушаются, указанное мировое соглашение не соответствует требованиям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).

Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 127-ФЗ принятие решений о заключении мирового соглашения относится к исключительной компетенции собрания кредиторов.

Заключение мирового соглашения возможно между должником, его конкурсными кредиторами и уполномоченными органами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника (п. п. 1, 2 ст. 150 Закона N 127-ФЗ).

В ходе наблюдения решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается руководителем должника - юридического лица или исполняющим обязанности указанного руководителя лицом. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия лицом (ст. 151, п. 2 ст. 155 Закона N 127-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 156 Закона N 127-ФЗ мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотренными федеральным законом способами, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.

Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах.

В силу п. 3 ст. 156 Закона N 127-ФЗ условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение.

На основании п. 1 ст. 158 Закона N 127-ФЗ мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

В соответствии с п. 2 ст. 158 Закона N 127-ФЗ должник, внешний управляющий или конкурсный управляющий не ранее чем через пять дней и не позднее чем через десять дней с даты заключения мирового соглашения должен представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения.

Как отметил ФАС Поволжского округа в Постановлении от 02.06.2010 по делу N А12-16090/2009 (Определением ВАС РФ от 26.07.2010 N ВАС-9959/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), для утверждения мирового соглашения по делу о банкротстве необходимо, чтобы мировое соглашение обеспечивало либо равные условия для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, либо единогласие всех кредиторов без исключения: залоговых - в силу п. 2 ст. 150 Закона N 127-ФЗ, а остальных - в силу абз. 1 п. 3 ст. 156 Закона N 127-ФЗ.

По рассматриваемому вопросу следует учесть позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в п. 16 Информационного письма от 20.12.2005 N 97 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с заключением, утверждением и расторжением мировых соглашений в делах о несостоятельности (банкротстве)", согласно которой условия мирового соглашения для кредиторов, голосовавших против заключения мирового соглашения, не могут быть хуже, чем для кредиторов, голосовавших за его заключение. Определением арбитражного суда утверждено мировое соглашение, по условиям которого обязательные платежи должны быть погашены немедленно после утверждения мирового соглашения, а остальным кредиторам третьей очереди задолженность будет погашаться в течение десяти лет. Согласно п. 3 ст. 156 Закона N 127-ФЗ условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение. Поскольку мировым соглашением для уполномоченных органов предусматривался более льготный режим погашения требований, оказались нарушенными права остальных кредиторов третьей очереди, на которых распространяется мировое соглашение и которые не выразили свое согласие на неравное положение по сравнению с уполномоченными органами.

Если условия мирового соглашения не являются одинаковыми для всех кредиторов, в утверждении мирового соглашения должно быть отказано (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.11.2013 по делу N А56-41551/2011).

Таким образом, мировое соглашение является не соответствующим требованиям Закона N 127-ФЗ.

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

09.06.2014