О порядке определения рыночной цены товара, работы или услуги для целей налогообложения, а также об отсутствии оснований для определения рыночной цены на основе средневзвешенной цены, рассчитанной исходя из цены реализации на российский рынок и цены реализации на азиатский рынок

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 ноября 2007 г. N 03-02-07/1-454

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

Минфин России не уполномочен утверждать порядок формирования цены реализации товаров для признания ее рыночной ценой товаров.

Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения установлены ст. 40 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Как следует из письма, предлагается определять для целей налогообложения цену реализации на основе средневзвешенной цены, рассчитанной исходя из цены реализации на российский рынок и цены реализации на азиатский рынок. При этом предлагается цену реализации признавать рыночной ценой.

Определение для целей налогообложения рыночных цен товаров на основе средневзвешенных цен не предусмотрено ст. 40 Кодекса.

Для целей налогообложения рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 Кодекса).

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 Кодекса.

Статьей 40 Кодекса предусмотрены и иные методы определения рыночной цены - метод цены последующей реализации и затратный метод.

Согласно п. 10 ст. 40 Кодекса при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 Кодекса).

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

26.11.2007