"GIORGIO ARMANI" против "GIANNI ARMANI"

(Мельников В.)

("Бизнес-адвокат", N 10, 2000)

Текст документа

"GIORGIO ARMANI" ПРОТИВ "GIANNI ARMANI"

В. МЕЛЬНИКОВ

Апелляционная палата Роспатента рассмотрела возражение иностранной компании "М" против регистрации товарного знака "GIANNI ARMANI" в отношении товаров 24 и 25 классов МКТУ: ткани, текстильные изделия; одежда.

Владелец товарного знака "GIORGIO ARMANI" привел следующие доводы.

По мнению лица, подавшего возражение, регистрация оспариваемого знака произведена в нарушение оснований п. 2 ст. 7, п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 7 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Оспариваемый знак воспроизводит фамилию всемирно известного модельера ARMANI.

Имя GIANNI и фамилия ARMANI вызывают ассоциацию с известными итальянскими именами и фамилиями и представляют ложные сведения относительно изготовителя товара (российской фирмы - владельца оспариваемого знака).

Оспариваемый знак сходен до степени смешения с каждым из принадлежащих компании "М" международных товарных знаков, которые зарегистрированы в отношении однородных товаров и образуют серию знаков (словесные знаки "ARMANI"; "GIORGIO ARMANI", "AX ARMANI EXCHANGE" и комбинированные, включающие слова "GIORGIO ARMANI", "EMPORIO ARMANI", "EXPRESS", "EMPORIO ARMANI").

Фонетическое, визуальное и семантическое сходство оспариваемого знака со знаком "GIORGIO ARMANI", по мнению лица, подавшего возражение, обусловлено наличием совпадающих слогов "GI" (место которых совпадает), совпадением второго элемента "ARMANI", близкого составом гласных (совпадение "I", "А"), близким составом согласных (совпадение "G", "R", "М", "N"), совпадением места ударения (первый слог); примерно одинаковой длиной сравниваемых знаков и выполнением их стандартным шрифтом буквами латинского алфавита; воспроизведением одной и той же фамилии, а именно фамилии известного модельера ARMANI.

К возражению были приложены копии публикаций из журнала "COSMOPOLITAN" и газеты "Известия" от 2 июля 1998 г.

Владелец оспариваемого товарного знака "GIANNI ARMANI" не согласился с указанными доводами. Настаивая на отсутствии сходства знаков "GIANNI ARMANI" и "GIORGIO ARMANI", он привел следующие аргументы.

По его мнению, слову "ARMANI" не присущи оригинальность и своеобразность звучания. Слова "GIANNI" и "GIORGIO" вследствие их восприятия российскими потребителями экзотическими (оригинальными) являются сильными элементами. Слово "ARMANI" не может трактоваться как сильный элемент, т. к. российским потребителям на основании их опроса знак "GIANNI" более известен, чем знак "GIORGIO". Слова "GIANNI" и "GIORGIO" не являются сходными вследствие разного состава согласных.

Владелец оспариваемого знака в отзыве на возражение также указал, что принадлежащие компании "М" знаки, которые включают элементы "ARMANI", не могут трактоваться как серия ввиду наличия международных знаков "C. ARMANI" и "CESARE ARMANI", которые не принадлежат компании "М".

В ответ на последний довод лицо, подавшее возражение, представило документы, свидетельствующие о слиянии входящих в группу компаний "ARMANI" (председателем правления которой является модельер Джорджио Армани) компании "М" с компанией "N" - владельцев товарных знаков "C. ARMANI" и "CESARE ARMANI".

Изучив материалы дела и заслушав представителей лица, подавшего возражение, владельца оспариваемого знака, Апелляционная палата признала неубедительными доводы возражения, касающиеся нарушения при произведении регистрации оспариваемого знака оснований, установленных п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Закона РФ "О товарных знаках...". Ни имя, ни фамилия не содержат каких-либо ложных или вводящих в заблуждение сведений, т. к. не указывают ни на местонахождение изготовителя, ни на вид товара. Копия журнала "COSMOPOLITAN", не имеющая выходных данных, ни опубликованный позже даты приоритета оспариваемого знака номер газеты "Известия" от 2 июля 1998 г. не могут служить основанием для утверждения того, что фамилия "ARMANI" является фамилией известного лица.

Вместе с тем доводы возражения, относящиеся к нарушению установленного п. 1 ст. 7 основания, признаны убедительными.

Апелляционной палатой было установлено следующее.

Противопоставленные знаки образуют серию принадлежащих одному владельцу знаков с общим элементом "ARMANI".

Из этой серии для сопоставления с оспариваемым знаком достаточно выделить два зарегистрированных с более ранним приоритетом в отношении соответственно товаров 24 класса (ткани для одежды и интерьеров, текстильные изделия - скатерти) и 25 класса (одежда) знака, а именно "словесные знаки "ARMANI" и "GIORGIO ARMANI".

КонсультантПлюс: примечание.

По-видимому, ссылаясь на Инструкцию, автор имел в виду "Инструкцию по государственной экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков. ТЗ-2-80" (утв. Госкомизобретений СССР 14.03.1980).

Знак "ARMANI" фонетически сходен (на основании п. 3.2.5.1 Инструкции) с оспариваемым знаком в связи с обусловливающим фонетическое сходство вхождением слова "ARMANI" в оспариваемый знак, состоящий из словесных элементов "GIANNI" и "ARMANI".

Поскольку звуковое сходство является основным фактором сходства словесных обозначений (п. 3.2.5.1 Инструкции), знак "ARMANI" и оспариваемый знак являются сходными до степени смешения.

Товарный знак "GIORGIO ARMANI" состоит из двух словесных элементов, второй из которых является сильным элементом на основании предоставления тождественному обозначению правовой охраны вследствие регистрации знака, состоящего исключительно из слова "ARMANI". Входящее в оспариваемый знак слово "ARMANI" является не только сильным элементом обозначения "GIANNI ARMANI" (совпадение сильных элементов согласно п. 3.2.5.1.2 Инструкции ведет к сходству обозначений), но и основным элементом серии противопоставленных знаков. Согласно п. 3.2.5.1.3 Инструкции заявленному обозначению, имеющему такой же элемент, как и основной элемент серии, должно быть отказано в регистрации, т. к. потребителем он будет восприниматься входящим в серию и, следовательно, принадлежащим владельцу серии. Указанное усиливает довод лица, подавшего возражение, о фонетическом сходстве знака "GIORGIO ARMANI" с оспариваемым знаком на основании совпадения начальных ("GI") и конечных ("AR", "MA", "NI") слогов близкого состава гласных и согласных (совпадают "I", "A", "G", "R", "М", "N").

В связи с тем, что обусловленное одинаковой длиной обозначений "GIANNI ARMANI" и "GIORGIO ARMANI" и их выполнением стандартным шрифтом буквами одного и того же алфавита визуальное сходство сравниваемых обозначений усиливает (на основании п. 3.2.5.2 Инструкции) их общее сходство, знак "GIORGIO ARMANI" и оспариваемый знак были признаны сходными до степени смешения.

Сходство знака "GIANNI ARMANI" до степени смешения со знаком "ARMANI" и "GIORGIO ARMANI", зарегистрированными в отношении однородных товаров 24 и 25 классов, обусловливает вывод о том, что регистрация оспариваемого знака произведена в нарушение оснований п. 1 ст. 7 Закона РФ "О товарных знаках...".

В своем решении Апелляционная палата дополнительно отметила следующее.

Можно согласиться с доводом владельца оспариваемого знака о том, что слова "GIANNI" и "GIORGIO" не являются сходными, однако из этого не следует вывод о несходстве обозначений "GIANNI ARMANI" и "GIORGIO ARMANI".

Довод владельца оспариваемого знака о том, что в обозначениях, состоящих из имен и фамилий, экзотические имена ("GIANNI" и "GIORGIO") являются сильными элементами, не убедителен поскольку, как было отмечено выше, сильным элементом противопоставленных знаков является слово "ARMANI".

Результаты опросов потребителей, свидетельствующие об известности того или иного элемента знака, не предусмотрены Инструкцией в качестве основания для доказательства того, что слово, известное потребителям (применительно к рассматриваемому делу "GIANNI"), является сильным элементом знака.

Утверждение владельца оспариваемого знака о том, что слову "ARMANI" не присущи оригинальность и своеобразие звучания, носит декларативный характер.

Название документа