В первых числах месяца организация направила в налоговый орган заявление о регистрации игровых автоматов, после чего начала монтаж данных игровых автоматов, в процессе которого выявлено, что игровые автоматы имеют технический дефект, для устранения которого они были направлены на ремонт. Заявление на выбытие объектов налогообложения было подано в налоговый орган через пять дней после подачи первого заявления. Возникает ли у организации обязанность по исчислению налога на игорный бизнес?
Ответ: В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 366 Налогового кодекса РФ игровой автомат признается объектом налогообложения.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 366 НК РФ в целях гл. 29 НК РФ каждый объект налогообложения (игровой автомат) подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Пунктом 3 ст. 366 НК РФ установлено, что налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
В соответствии с п. 4 ст. 366 НК РФ объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
В Письме от 29.12.2006 N 03-06-05-03/38 Минфин России сообщил следующее. Учитывая положения ст. ст. 365 и 366 НК РФ, а также то обстоятельство, что гл. 29 НК РФ не предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения, а налоговый орган лишен возможности в рамках своих полномочий осуществлять оперативный налоговый контроль, считаем, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает с даты подачи заявления о регистрации объекта налогообложения. Соответственно, указанный объект налогообложения будет считаться выбывшим с даты представления в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Данная позиция Минфина России подтверждается, в частности, Постановлениями Президиума ВАС РФ от 22.03.2006 N 11390/05 и от 05.06.2007 N 12829/06.
Исходя из позиции Минфина России следует, что в данном случае у организации объект налогообложения возникает в промежутке времени между подачей заявлений, следовательно, возникает обязанность по исчислению и уплате налога на игорный бизнес за данный период времени.
Однако необходимо учитывать разъяснение Президиума ВАС РФ, данное в Информационном письме от 16.01.2007 N 116, согласно которому при применении норм ст. ст. 366 и 129.2 НК РФ судам необходимо учитывать, что исходя из смысла определения игрового автомата, содержащегося в ст. 364 НК РФ, под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 05.06.2007 N А43-32451/2006-34-1178 и ФАС Западно-Сибирского округа от 17.04.2007 N Ф04-2266/2007(33430-А70-7).
Таким образом, учитывая позицию Минфина России по данному вопросу, а также сформировавшуюся судебную практику, отсутствие обязанности по исчислению налога на игорный бизнес в указанной ситуации налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.
М. А.Сапожников
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
21.11.2007