Организация планировала начать производство новой продукции. С целью обеспечения ее сбыта была проведена рекламная кампания, соответствующие расходы были учтены при исчислении налога на прибыль, а "входной" НДС по ним принят к вычету. Однако после выпуска пробной партии прорекламированных товаров производитель отказался от запуска их в серийное производство. Должна ли организация исключить указанные рекламные расходы из налогооблагаемых и восстановить вычет НДС? Если должна, то в каком периоде это нужно сделать?

Ответ: По нашему мнению, расходы на рекламу товаров, которые налогоплательщик произвел и имел намерение производить и реализовывать, связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Поэтому даже в случае последующего отказа от серийного производства этих товаров оснований для исключения данных расходов из состава расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, не возникает. Восстанавливать вычет "входного" НДС по таким расходам также не нужно, поскольку отказ от производства товаров не входит в исчерпывающий перечень ситуаций, когда принятый к вычету налог подлежит восстановлению. Данные выводы подтверждаются примерами из арбитражной практики.

Однако такая позиция налогоплательщика может повлечь споры с контролирующими органами.

Обоснование: Налог на прибыль организаций

В целях налогообложения прибыли расходы на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Такие расходы должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть должны быть обоснованны и документально подтверждены. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При этом экономическая оправданность понесенных расходов для конкретного налогоплательщика определяется:

- направленностью расходов на получение дохода, а не фактическим получением доходов в конкретном налоговом периоде;

- обусловленностью расходов экономической деятельностью налогоплательщика;

- целесообразностью размера понесенных расходов.

Расходы на рекламу товара, который налогоплательщик произвел и имел намерение производить и реализовывать, напрямую связаны с деятельностью, нацеленной на получение дохода. Поэтому они могут быть учтены при налогообложении прибыли. Тот факт, что впоследствии организация отказалась от серийного производства товаров, не изменяет направленности понесенных ею рекламных затрат и не свидетельствует об их необоснованности. Поэтому законных оснований для исключения этих расходов из состава налогооблагаемых нет.

К такому же выводу пришел ФАС Московского округа в Постановлении от 26.02.2013 по делу N А40-62341/12-115-418.

Налог на добавленную стоимость

По вопросу о восстановлении НДС по указанным рекламным услугам отметим следующее. Перечень случаев, при которых "входной" налог по товарам (работам, услугам) подлежит восстановлению, предусмотрен п. 3 ст. 170 НК РФ. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, что подтверждает обширная арбитражная практика (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 14.08.2013 по делу N А40-150879/12-20-680, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.04.2013 по делу N А32-7901/2012, ФАС Центрального округа от 18.10.2012 по делу N А35-10180/2011). Рассматриваемая ситуация ни под одно из оснований п. 3 ст. 170 НК РФ не подпадает, поэтому восстанавливать ранее предъявленный к вычету НДС не нужно. Однако вполне вероятно, что такую позицию организации придется отстаивать в суде.

Е. М.Сигаева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

М. Н.Озерова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

01.11.2013