Правомерно ли применение нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевалке товаров в случае их оказания в иностранном морском порту?

Ответ: Согласно позиции налоговых органов, поддержанной отдельными судебными решениями, ставка НДС 0% применяется к услугам по перевалке товаров, перемещаемых через границу РФ, только в том случае, если эти услуги оказаны российской организацией и исключительно в границах российского морского (речного) порта. Следовательно, применение нулевой ставки при перевалке товаров в иностранном морском порту неправомерно. Такие услуги считаются реализованными не на территории РФ, и их реализация не признается объектом обложения НДС.

Обоснование: Подпунктом 2.5 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении работ (услуг) по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ, выполняемых (оказываемых) российскими организациями (кроме организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, если в товаросопроводительных документах указан пункт отправления (пункт назначения), находящийся за пределами РФ.

При этом под перевалкой товаров в целях НДС понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация (пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подпункт 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ не уточняет, о каких портах в данном случае идет речь. Поэтому не ясно, распространяется ли данная норма на услуги по перевалке, оказываемые в иностранных морских портах, или она действует только в отношении услуг, оказываемых в портах Российской Федерации. В связи с этим представляется необходимым уяснить смысл понятия "товары, перемещаемые через границу РФ".

В НК РФ определение данного понятия отсутствует. Поэтому в силу ст. 11 НК РФ оно определяется в соответствии с таможенным законодательством - Таможенным кодексом Таможенного союза.

Согласно пп. 22 п. 1 ст. 4 ТК ТС под перемещением товаров через таможенную границу понимается:

- ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

- или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.

При этом ввоз товаров на таможенную территорию ТС представляет собой совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию ТС любым способом, до их выпуска таможенными органами (пп. 3 п. 1 ст. 4 ТК ТС). Под вывозом товаров с таможенной территории ТС понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории ТС любым способом, до фактического пересечения таможенной границы (пп. 4 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Местами перемещения товаров через таможенную границу в соответствии со ст. 151 ТК ТС являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов ТС либо иные места, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза.

Иными словами, перемещаемыми считаются:

- ввозимые товары - в период с момента пересечения таможенной границы РФ до момента их выпуска таможенными органами;

- вывозимые товары - в период до пересечения ими таможенной границы ТС.

Имеющаяся на данный момент арбитражная практика исходит из того, что ставка 0%, предусмотренная пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ, применяется к услугам по перевалке товаров, перемещаемых через границу РФ, только в том случае, если эти услуги оказаны российской организацией и исключительно в границах российского морского (речного) порта. Применение нулевой ставки в отношении перевалки в иностранном морском порту арбитры признают неправомерным. Свое мнение они обосновывают наличием в данной норме условия о перемещаемых через границу товарах и смыслом этого понятия, который определен таможенным законодательством РФ и раскрыт нами выше. Также судами отмечается, что в силу пп. 4.1 п. 1 и пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по перевалке товаров (грузов) в случае их оказания в иностранном морском порту территория Российской Федерации не признается, следовательно, не возникает объекта налогообложения по НДС. Соответствующие выводы представлены в Постановлениях ФАС Московского округа от 25.03.2013 по делу N А40-103699/12-116-213, Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 N 09АП-6642/2013 по делу N А40-104052/12-107-522.

Подчеркнем, что указанные решения приняты не в пользу налогоплательщика. Следовательно, позиция судей в настоящий момент совпадает с позицией налоговых органов.

Отметим также, что в упомянутых судебных решениях рассматривался вопрос о ставке НДС в отношении перевалки товаров, вывезенных из РФ. По вопросу о правомерности применения нулевой ставки налога по услугам перевалки в иностранных портах при ввозе товаров на территорию России позиция судебных органов пока не сформировалась. Однако с учетом приведенного выше толкования понятия "перемещаемые товары" в части товаров, ввозимых в РФ, на наш взгляд, выводы арбитров можно распространить и на перевалку товаров, подлежащих ввозу.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что применение нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевалке товаров, как вывезенных из РФ, так и ввозимых на ее территорию, оказываемых российскими организациями в иностранных портах, неправомерно. Более того, данные услуги считаются реализованными вне территории РФ, а следовательно, при их оказании объект обложения НДС отсутствует. Для налогоплательщика это влечет необходимость организации раздельного учета сумм "входного" НДС (п. 4 ст. 170 НК РФ). Ведь согласно пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ налог по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для оказания услуг, местом реализации которых территория РФ не признается, к вычету не принимается, а учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Л. Ф.Филиппова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

Е. М.Сигаева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

01.11.2013