Все на помощь освобожденному

А. МИХАЙЛОВА, И. СУСЛОВА

Анна Михайлова, юрист, г. Москва.

Ирина Суслова, газета "ЭЖ-Юрист".

Жизнь в России меняется настолько быстро, что люди, находившиеся несколько лет в местах лишения свободы, при освобождении попадают в совершенно новую среду, с новыми законами, другим уровнем жизни, другими социальными ценностями. Именно поэтому так важна помощь в социальной адаптации бывших осужденных и прежде всего со стороны государства. Что предусмотрено законом в этом отношении?

Опасности на воле

Социальная адаптация - процесс непростой, он должен включать в себя совокупность мер как социально-экономического и политического, так и научного и организационно-управленческого характера, направленных на подготовку бывших заключенных к интеграции в современное общество, включая обеспечение реализации социальных гарантий таким гражданам.

В настоящее время пенитенциарные учреждения не так активно, как хотелось бы, готовят заключенных к освобождению, прежде всего потому, что на федеральном уровне отсутствует программа по социальной реабилитации указанных лиц (хотя во многих регионах такие программы действуют и дают положительные результаты).

А ведь правильное решение насущных вопросов, с которыми столкнется освобожденный, во многом определяет его дальнейшую судьбу. Например, где бывший заключенный проведет свою первую ночь на свободе, как он туда доберется? Нередко сами заключенные не думают об этом, имея лишь общие представления о своей будущей жизни на воле.

Тем не менее можно и нужно предпринимать практические шаги по подготовке заключенных к возвращению в общество. Они подразумевают координированные действия со стороны администрации исправительного учреждения (далее - ИУ), общественных организаций, заключенных и их семей. Конечно, эти действия не гарантируют успешной адаптации в обществе после освобождения, но значительно повышают ее вероятность <1>.

--------------------------------

<1> Положительный зарубежный опыт в сфере социальной адаптации бывших заключенных это только подтверждает.

Сегодня подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируется ст. 180 УИК РФ.

Превентивные меры

Более детально порядок подготовки осужденных к освобождению определяется Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства юстиции России от 13.01.2006 N 2. В соответствии с этой Инструкцией администрация ИУ должна взаимодействовать в решении вопросов трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых от отбывания наказания, с органами местного самоуправления, внутренних дел, опеки и попечительства, управления здравоохранением, образованием, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, и федеральной службой занятости населения по избранному ими месту жительства.

Организация и осуществление мероприятий по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из ИУ, возлагаются на сотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных служб. Для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам по возможности могут привлекаться специалисты территориальных социальных служб.

Кроме проведения бесед с каждым из осужденных о жизненных планах после освобождения, предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения жильем и устройства на работу, а также разъяснения необходимости соблюдения требований действующего законодательства РФ, недопустимости совершения новых преступлений, обязанности прибыть к избранному месту жительства и в трехдневный срок явиться в орган внутренних дел для регистрации, администрация ИУ обязана осуществлять выдачу принадлежащих им вещей и ценностей, средств, хранящихся на лицевом счете, личных документов и ценных бумаг, а также документов об освобождении и трудовой деятельности (ч. 3 ст. 173 УИК РФ).

Снаряжение в дорогу

Осужденные, освобождаемые из ИУ, должны обеспечиваться бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ч. 1 ст. 181 УИК РФ).

При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение указанные граждане обеспечиваются одеждой за счет государства. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством РФ (ч. 2 ст. 181 УИК РФ).

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией ИУ, исполняющего наказание (ч. 3 ст. 181 УИК РФ).

Осужденные, освобождаемые от отбывания наказания, обеспечиваются проездными билетами по кратчайшему маршруту следования:

- железнодорожным транспортом - в плацкартных вагонах пассажирского (скорого) поезда;

- при наличии только морского сообщения - в каютах IV категории судов транспортных линий;

- при наличии только речного сообщения - на местах III категории судов транспортных линий;

- при наличии только автомобильного сообщения - в автобусах общего типа, а при их отсутствии - в мягких автобусах;

- при наличии только авиационного сообщения - в салонах самолетов экономического (низшего) класса.

Вместо проездных билетов им могут быть выданы деньги для оплаты проезда:

- при наличии железнодорожного сообщения - по тарифу проезда в общем вагоне пассажирского (скорого) поезда;

- при наличии только морского сообщения - по тарифу проезда в каютах IV категории судов транспортных линий;

- при наличии только речного сообщения - по тарифу проезда на местах III категории судов транспортных линий;

- при наличии только автомобильного сообщения - по тарифу проезда автобусом общего типа;

- при наличии только авиационного сообщения - по тарифу проезда в салонах самолетов экономического (низшего) класса.

Освобождаемым от отбывания наказания осужденным, которые следуют к месту жительства на транспорте местного или пригородного сообщения, для приобретения проездных билетов выдаются деньги в соответствии с установленными тарифами.

В тех случаях, когда освобождаемые инвалиды и лица престарелого возраста, а также несовершеннолетние осужденные, не имеющие родителей, следуют в дома инвалидов или престарелых, в интернаты или к попечителям, они обеспечиваются билетами до места нахождения указанных учреждений или места жительства попечителей.

Кроме обеспечения проезда к месту пребывания или жительства, осужденные, освобождаемые из ИУ, на время, необходимое для проезда к месту жительства, обеспечиваются продуктами питания по минимальным нормам, утвержденным Правительством РФ <2>.

--------------------------------

<2> Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время" (в ред. от 26.01.2011).

Больные осужденные, беременные женщины, кормящие матери, несовершеннолетние на пути следования обеспечиваются продуктами по нормам, утвержденным Приказом Министерства юстиции России от 02.08.2005 N 125. Замена продуктов при выдаче продовольственных пайков производится в соответствии с этим же нормативным документом.

Освобождаемым женщинам с детьми выдается дополнительно для детей на время, необходимое для проезда к месту жительства, сухой паек в виде набора продуктов по назначению врача-педиатра дома ребенка учреждения, исполняющего наказание, или деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости продуктов, входящих в норму питания детей, сложившейся в месяце, предшествующем освобождению от наказания <3>.

--------------------------------

<3> Постановление Правительства РФ от 24.10.1997 N 1358 "О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания".

Осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, вместо продуктов питания на время проезда могут быть выданы деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц (ч. 1 ст. 181 УИК РФ).

При этом необходимо учитывать, что общее время нахождения в пути следования (с учетом пересадок), исчисляемое по расписанию движения соответствующего вида транспорта, свыше шести часов принимается за полные сутки.

Что касается обеспечения освобождающихся необходимой одеждой, то здесь возможны варианты. Как правило, освобожденные осужденные следуют к месту жительства в собственной одежде либо выданной в ИУ. В случаях невозмещения к моменту освобождения стоимости одежды, выданной осужденным в ИУ, из средств, имеющихся на их лицевых счетах, удерживается ее остаточная стоимость, после чего указанная одежда переходит в их собственность.

При отсутствии средств на лицевых счетах и наличии у бывших заключенных собственной одежды предметы вещевого имущества, выданные в ИУ и оплаченные ими не полностью, подлежат сдаче на склад. При отсутствии собственной одежды у этих осужденных предметы вещевого имущества, не полностью оплаченные, остаются в их пользовании, а остаточная стоимость списывается за счет ИУ.

Инвалиды I или II группы, а также несовершеннолетние осужденные при наличии у них собственной одежды выданную им одежду сдают на склад, а при отсутствии собственной одежды они освобождаются в ранее выданной им одежде.

Вместе с тем существует запрет на выдачу освобождаемым осужденным инвентарных вещей и предметов, а также постельных принадлежностей и спецодежды.

На детей, находившихся в домах ребенка при ИУ и следующих вместе с освобожденными женщинами, выдается один комплект белья, одежды по сезону в соответствии с возрастом ребенка.

Списание остаточной стоимости вещевого имущества и выдача освобождаемым осужденным предметов одежды производится по их заявлению с разрешения начальника ИУ или его заместителя.

О выдаче проездного билета либо денег на его приобретение, об обеспечении питанием или деньгами на время проезда, одеждой, о сумме выданного единовременного денежного пособия делаются соответствующие отметки в документе об освобождении.

Обращение в социальную службу

Итак, бывший осужденный прибыл к месту жительства, после чего ему необходимо решить множество проблем, связанных с адаптацией в обществе. И прежде всего проблему существования в прямом смысле этого слова (ведь в подавляющем большинстве случаев наличных денежных средств катастрофически не хватает). Здесь и должна включиться в работу социальная система поддержки нуждающихся граждан.

Даже отбывая наказание, осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством РФ (ч. 7 ст. 12 УИК РФ).

Основные же права закреплены в Конституции РФ, которая гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Кроме того, в РФ действует Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), где социальное обслуживание представляет собой деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К этой категории граждан относятся те, кто вследствие инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, безработицей, отсутствием определенного места жительства, конфликтами и жестоким обращением в семье, одиночеством и тому подобным не может самостоятельно обеспечить себя необходимым минимумом для жизни.

В этой связи государство создало систему мер, направленных на оказание помощи таким гражданам.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб (как правило, эти службы располагаются в отделах социальной защиты органов муниципального образования) бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Кратко можно отметить услуги и помощь, на которые вправе рассчитывать любой нуждающийся гражданин, в том числе и бывший осужденный, при обращении в социальную службу.

Прежде всего это материальная помощь, а также социальное обслуживание на дому, осуществляемое путем предоставления социальных услуг: правовых; по организации питания, быта и досуга; социально-медицинских и санитарно-гигиенических; содействия в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, в трудоустройстве, в организации ритуальных услуг и др.

Существует и социальное обслуживание в стационарных учреждениях.

Полустационарное социальное обслуживание (пребывание в стационаре, ограниченное временем суток либо временем года) включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний для данного вида обслуживания.

Временный приют предоставляется детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов и др.

К временному приюту относятся дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др.

Поддержка словом и делом

В органах социальной защиты обязаны консультировать по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. Такие консультации направлены на работу с семьями, в которых находится гражданин, нуждающийся в помощи, организацию досуга, помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве, правовую помощь, оказание иных мер по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды.

Социальные службы в рамках органов социальной защиты должны также оказывать помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации.

Нельзя не упомянуть и о срочной социальной помощи, которая осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера. Она включает в себя: разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилого помещения; организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц; организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров; иные срочные социальные услуги. Однако такая помощь оказывается не всегда ввиду отсутствия финансирования по этой статье расходов.

Бесплатное социальное обслуживание

Меры по социальному обслуживанию предоставляются на платной и бесплатной основе. Бесплатное социальное обслуживание в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

- гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают;

- гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

- несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, конфликтами и жестоким обращением в семье и тому подобным.

Гарантированный перечень услуг по социальному обслуживанию, предоставляемых бесплатно, не является исчерпывающим. Он имеет тенденцию к расширению. Кроме того, органы власти на местах предоставляют и не предусмотренные данным перечнем услуги. Это зависит от наличия у них необходимых денежных средств.

Социальное обслуживание предоставляется на основании заявления гражданина в письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания.

------------------------------------------------------------------