Организация является собственником здания. В 2006 - 2007 гг. организация провела его капитальный ремонт. Правомерно ли в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль затраты по прокладке наружных тепловых сетей, а также по установке теплового узла и узла учета тепловой энергии отразить как затраты на капитальный ремонт или необходимо ввести в эксплуатацию тепловой узел как основное средство?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях гл. 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

В соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно п. 5.1 Приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Из приведенных норм можно сделать вывод о том, что капитальный ремонт, достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение по существу подразумевают комплекс мероприятий, направленный на повышение технико-экономических, эксплуатационных показателей объекта основных средств, а также повышение долговечности и экономичности, приобретение объектом основных средств новых качеств.

Таким образом, исходя из определений, невозможно разделить указанные понятия.

В Письме Минфина России от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794 указано, что при определении терминов "капитальный ремонт" и "реконструкция" следует руководствоваться:

- Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279;

- Ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312;

- Письмом Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".

Также сообщаем, что по вопросам об отнесении тех или иных работ к капитальному ремонту или реконструкции следует обращаться в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

В Письме Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 указано, что при техническом перевооружении действующих предприятий могут осуществляться установка дополнительно на существующих производственных площадях оборудования и машин, внедрение автоматизированных систем управления и контроля.

Из изложенного следует, что затраты по прокладке наружных тепловых сетей, а также по установке теплового узла и узла учета тепловой энергии относятся к техническому перевооружению, так как указанное оборудование устанавливается дополнительно на существующих производственных площадях.

Арбитражная практика по рассматриваемому вопросу неоднозначна и зависит от конкретной ситуации, а именно, от квалификации произведенных работ судами. Вместе с тем распространены случаи привлечения судами экспертов для указанной квалификации.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 26.02.2007 N А33-5384/06-Ф02-610/07 указал, что налоговый орган не воспользовался предусмотренными ст. 31 НК РФ правами на осмотр спорного помещения, привлечение для проведения налогового контроля специалистов, поскольку спорный вопрос о фактически произведенных на объекте работах требует специальных познаний.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целях снижения налоговых рисков при отнесении затрат на указанное оборудование к затратам на капитальный ремонт или на техническое перевооружение (реконструкцию, дооборудование) следует позаботиться о документальном подтверждении отнесения таких затрат. Документальное подтверждение отнесения данных затрат, в частности, можно получить в Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

09.11.2007