Физическое лицо владеет садовым земельным участком. При этом свидетельство о праве собственности на землю имеется, но оно старого образца (выдано земельным комитетом). Для начисления земельного налога необходимо ли переоформить свидетельство на новое или можно со старым свидетельством обратиться в налоговую инспекцию?
Ответ: В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" свидетельства, удостоверяющие права на землю (далее - правоудостоверяющие документы) и выданные гражданам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Кроме того, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП выданные после введения в действие Закона N 122-ФЗ до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", и свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Положение о равной юридической силе правоудостоверяющих документов с записями в ЕГРП фактически может означать, что эти документы являются доказательством существования прав на земельные участки, а само право может быть оспорено только в судебном порядке (п. 1 ст. 2 Закона N 122-ФЗ). Указанное подтверждается нормой, согласно которой права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ (т. е. до 31 января 1998 г.), признаются юридически действительными, несмотря на отсутствие их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (п. 1 ст. 6 данного Закона).
Нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлена обязанность по переоформлению ранее выданных в порядке, предусмотренном законодательством, свидетельств на право собственности на землю. В то же время необходимо понимать, что п. 2 ст. 6 Закона N 122-ФЗ определено: государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона N 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Закона N 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона N 122-ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества.
Перечень документов, представляемых в органы Федеральной регистрационной службы для государственной регистрации перехода прав или сделок с земельными участками, для выдачи свидетельств о государственной регистрации права, а также вопросы, связанные с взиманием соответствующей государственной пошлины, регламентированы, в частности, Приказом Минюста России от 14.09.2006 N 293 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (опубликован в "Российской газете", N 212, 22.09.2006).
В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по земельному налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Таким образом, законодательством не установлена обязанность граждан - плательщиков земельного налога представлять в налоговые органы в каждом случае для начисления налога правоудостоверяющие документы на землю. Кроме того, налоговая база для налогоплательщика, являющегося физическим лицом (за исключением физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями и использующими в предпринимательских целях земельные участки), определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются им органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (п. 4 ст. 391 НК РФ).
А. Р.Мкртумян
Федеральное агентство
кадастра объектов недвижимости
06.11.2007