Российской организацией заключен договор с казахской организацией на оказание услуг на территории Республики Казахстан. Указанная деятельность не приводит к образованию представительства российской организации на территории Республики Казахстан. При оплате оказанных услуг казахская организация удерживает подоходный налог с юридических лиц, уплачиваемый на территории Республики Казахстан, в размере 20%. Правомерны ли действия казахской организации по удержанию суммы указанного налога с дохода, выплачиваемого российской организации? Может ли российская организация зачесть удержанную казахской организацией сумму налога при исчислении налога на прибыль организаций, уплачиваемого на территории Российской Федерации?

Пользователи СС "КонсультантФинансист"

Ответ: Согласно ст. 7 Налогового кодекса РФ правила, установленные международным договором, касающиеся налогообложения, имеют приоритет по отношению к нормам НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан подписана Конвенция от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал" (далее - Конвенция), которая ратифицирована Федеральным законом от 28.04.1997 N 74-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Конвенции прибыль предприятия договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение.

Для целей Конвенции термин "постоянное учреждение (представительство)" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве (п. 1 ст. 5 Конвенции).

Как мы поняли, деятельность российской организации в Казахстане не образует постоянного учреждения (представительства) в смысле, придаваемом ему положениями ст. 5 Конвенции.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации налогообложение полученных российской организацией доходов должно производиться в Российской Федерации.

При этом заметим, что согласно п. 2 ст. 23 Конвенции сумма налога на доход, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России при условии налогообложения в порядке, определенном положениями Конвенции. Порядок такого зачета регламентирован положениями п. 3 ст. 311 НК РФ.

Если резидент Республики Казахстан все же необоснованно удержал сумму налога, то российская организация не может воспользоваться правом зачета в соответствии с п. 3 ст. 311 НК РФ, поскольку такой порядок налогообложения не соответствует приведенным выше положениям Конвенции.

Справедливость данного вывода подтверждается Постановлением ФАС Московского округа от 27.07.2005, 20.07.2005 N КА-А41/6603-05.

Следовательно, у российской организации в данном случае имеется такой путь разрешения проблемы, как требовать возврата из государственного бюджета Республики Казахстан корпоративного подоходного налога, удержанного с доходов российской компании налоговым агентом - резидентом Республики Казахстан. Такой же вариант действий предлагается контролирующими органами (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 25.11.2004 N 26-12/76619, Письмо Минфина России от 26.02.2001 N 04-06-05/т.1/10).

О. Ю.Поздеев

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

01.11.2007