ОАО является собственником АЗС, находящихся вне местонахождения организации в различных регионах РФ. АЗС представляет собой единый обособленный комплекс, состоящий из отдельных объектов основных средств, учитываемых как самостоятельные инвентарные объекты: здания, сооружения, оборудование и прочее имущество, объединенное единым функциональным предназначением. В качестве объектов недвижимого имущества зарегистрированы только здания. Следует ли учитывать в составе объектов недвижимого имущества в целях исчисления налога на имущество организаций оборудование АЗС, отдельные сооружения, внутренние и внешние коммуникации, функциональное предназначение которых является неотъемлемой частью функционирования АЗС как единого обособленного комплекса?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 октября 2007 г. N 03-05-06-01/125
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно обращаем внимание на то, что согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (п. 1 ст. 375 Налогового кодекса).
Порядок ведения бухгалтерского учета объектов основных средств регулируется Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (далее - ПБУ 6/01) и от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".
В соответствии с ПБУ 6/01 активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при единовременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01. Затраты на восстановление (модернизацию и реконструкцию) объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) объекта основных средств (п. 27 ПБУ 6/01).
Статьей 385 Налогового кодекса установлено, что организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 Налогового кодекса, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, все объекты капитального строительства, техническая инвентаризация которых не проводилась, подлежат первичной технической инвентаризации, по результатам которой на каждый объект учета оформляется технический паспорт, который является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (п. 7 Положения).
Кроме того, по заявлению собственников проводится внеплановая техническая инвентаризация объектов учета при изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также в случае представления плана объекта учета для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 9 Положения).
Правилами ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Правила), утвержденными Приказом Госстроя России от 31.05.2001 N 120, установлено, что запись об объекте градостроительной деятельности в данном Едином реестре устанавливает факт наличия объекта по конкретному адресу, в определенных границах, фиксированном составе, с определенными техническими характеристиками (п. 6 Правил) и производится на основании технического паспорта и градостроительной документации на объект (в том числе проектной документации).
Поэтому считаем, что состав объекта недвижимого имущества, признаваемого в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в качестве основных средств, в отношении которого отдельно уплачивается налог на имущество организаций по месту его нахождения, должен определяться по данным проектной документации и технического паспорта на объект недвижимого имущества с учетом последующих капитальных вложений. При этом, если внеплановая техническая инвентаризация не проводилась, в состав объекта недвижимого имущества включаются не внесенные в технический паспорт результаты выполненных на объекте и принятых в установленном порядке капитальных работ, изменяющие технические или качественные характеристики данного объекта, учитываемые при формировании остаточной стоимости объекта недвижимого имущества в соответствии с п. 27 ПБУ 6/01.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
30.10.2007