Единственной деятельностью ОАО является выполнение мобилизационного задания по договору с федеральным агентством. При осуществлении данного вида деятельности ОАО использует земельные участки для хранения мобилизационного резерва. Являются ли указанные земельные участки объектом налогообложения по земельному налогу?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 октября 2007 г. N 03-05-06-02/124
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о признании земельных участков, используемых для хранения мобилизационного резерва, объектами налогообложения по земельному налогу и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, основанием для уплаты земельного налога является документ, подтверждающий право собственности или постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. При этом согласно пп. 3 п. 2 ст. 389 Кодекса объектом налогообложения не признаются, в частности, земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, одной из которых являются земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального назначения подразделяются в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены.
Так, согласно п. 1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие) (п. 2 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации).
Одновременно отмечаем, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 8) и Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Таким образом, исключение из объектов налогообложения по земельному налогу земельных участков, ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, связано с категорией земель, их целевым назначением, а также формой собственности на земельный участок.
На основании изложенного считаем, что для признания (непризнания) земельных участков ОАО объектами налогообложения по земельному налогу необходимы документы, подтверждающие отнесение указанных земельных участков к землям обороны и безопасности.
Одновременно сообщаем, что по вопросу отнесения земельных участков, используемых организацией для хранения мобилизационного резерва, следует обращаться в Минэкономразвития России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
30.10.2007