Признается ли организация, в отношении которой проводилась выездная налоговая проверка, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения ее материалов, если извещение было направлено только по адресу фактического места ее нахождения?

Ответ: Обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представлять объяснения относится к существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, нарушение которых является безусловным основанием для отмены вынесенного ненормативного правового акта налогового органа.

С 30 июля 2013 г. вопрос о том, по какому адресу налоговый орган при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе при осуществлении мероприятий налогового контроля, должен направлять налогоплательщику документы по почте, урегулирован. Так, извещение организации, в отношении которой проводилась проверка, о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки признается надлежащим уведомлением, если соответствующее извещение направлено по адресу места ее нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, то есть по юридическому адресу. Данный вывод следует из положений п. 5 ст. 31 Налогового кодекса РФ, введенных Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Закон N 134-ФЗ). При этом направлять извещение по месту фактического нахождения организации не требуется.

Обоснование: Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ (п. 1 ст. 100.1 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, должны быть рассмотрены:

- акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах;

- представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту.

Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) внесены изменения в п. 6 ст. 100 НК РФ. Данные изменения вступили в силу с 24 августа 2013 г.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ решение должно быть принято руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, в течение 10 дней со дня истечения одного месяца, предусмотренного п. 6 ст. 100 НК РФ (в ред. Закона N 248-ФЗ) для представления возражений по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Обязанность руководителя (заместителя руководителя) налогового органа известить лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки установлена п. 2 указанной статьи.

Как определено абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К нарушениям существенных условий относятся:

- непредоставление возможности лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить объяснения;

- иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения (абз. 2 и 3 указанного пункта).

Законом N 134-ФЗ ст. 31 НК РФ была дополнена п. 5. Данные изменения вступили в силу с 30 июля 2013 г. (п. 2 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).

Согласно абз. 2 п. 5 ст. 31 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ) в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Таким образом, обеспечение возможности налогоплательщику участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки является существенным условием процедуры рассмотрения таких материалов. С 30 июля 2013 г. направление налоговым органом извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки организации, в отношении которой она проводилась, по адресу места ее нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, то есть по юридическому адресу, признается надлежащим уведомлением.

С указанной даты наличие у налогового органа сведений о фактическом месте нахождения налогоплательщика-организации и ненаправление по этому адресу уведомления не признается нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, являющимся основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ранее адрес, по которому налоговому органу следовало направлять те или иные документы при реализации своих полномочий, НК РФ не был установлен (за исключением акта налоговой проверки, который направляется по месту нахождения организации в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Суды считали факт рассмотрения материалов выездной налоговой проверки в отсутствие налогоплательщика, извещенного налоговым органом о времени и месте их рассмотрения только по фактическому адресу, и вынесения решения без учета объяснений и возражений налогоплательщика основанием для его отмены (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 16.03.2010 N Ф09-1500/10-С3).

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

31.10.2013