Особенности рассмотрения арбитражным судом дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций

(Мацюк А. Н.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ

АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ ДЕЛ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

(БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

А. Н. МАЦЮК

А. Н. Мацюк, юрист.

Первая в современном российском праве попытка правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), была предпринята в рамках Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур", который согласно пункту 30 этого документа должен был действовать до принятия Закона Российской Федерации "О банкротстве".

19 ноября 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", вступивший в силу с 1 марта 1993 года.

Практика применения этого Закона уже с первых шагов выявила его несовершенство, наличие большого количества пробелов, внутренне присущие ему недостатки, одним из которых было отсутствие дифференциации механизма банкротства различных категорий должников. Крупнейшие российские банки и мелкие индивидуальные частные предприятия согласно этому Закону должны были проходить одинаковые процедуры банкротства, и признаки их несостоятельности были аналогичными.

Таким образом, нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служило детонатором панических настроений среди кредиторов, провоцирующих их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними терял и свою платежеспособность.

В то же время ранее действовавшее законодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве либо затруднить предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников.

В результате реформы законодательства о несостоятельности (банкротстве) Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1998 году был принят Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

Указанный Федеральный закон, с одной стороны, несколько усложнил процедуру банкротства по сравнению с ранее действовавшей, введя такие новые институты несостоятельности (банкротства), как наблюдение, с другой стороны, более детально регламентировал уже известные российскому законодательству процедуры банкротства, такие как конкурсное производство и мировое соглашение.

При разработке вышеназванного Федерального закона был учтен положительный мировой опыт в сфере банкротства субъектов хозяйственной деятельности, что нашло свое отражение в соответствующих нормах Федерального закон "О несостоятельности (банкротстве)".

Так, новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" дифференцированно регламентировал процедуры банкротства различных субъектов финансово - хозяйственной деятельности. Новый Федеральный закон учел специфику целого ряда отдельных категорий должников, связанную со сферой их деятельности, с собственностью имущества, учел и предусмотрел в связи с этим особенности применения к ним некоторых процедур банкротства.

Речь идет о таких категориях должников, как: градообразующие, сельскохозяйственные, страховые и кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также должники - граждане, включая индивидуальных предпринимателей, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" для банкротства некоторых из указанных должников предусмотрел принятие специальных федеральных законов.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьей 141 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" банкротство кредитных организаций осуществляется с особенностями, установленными Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" применяется к отношениям, связанным с банкротством кредитных организаций, с учетом тех специфических особенностей, которые предусмотрены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Значение Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" определяется той ролью, которая отводится кредитным организациям в современной экономике. Система кредитных организаций является составной частью банковской системы страны. Она представляет собой один из самых важных элементов экономики любого современного государства, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Система кредитных организаций не только обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств и их вовлечение в официальный оборот, но и механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, а также является ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.

От состояния банковской системы государства существенным образом зависит защищенность и устойчивость национальной валюты, в том числе ее покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам, что имеет первостепенное значение для государственного суверенитета.

Бесперебойное и эффективное функционирование государственных органов и учреждений, развитие суверенного государства в целом напрямую зависят от состояния системы кредитных организаций страны, от ее устойчивости и надежности. Без такой системы невозможно успешное осуществление государственных экономических, социальных, политико - правовых, экологических и других программ и проектов.

Для любого подлинно суверенного государства вопросы обеспечения устойчивости национальной системы кредитных организаций имеют стратегическое значение и всегда актуальны, составляя часть содержания понятия "экономическая безопасность государства".

Становление в Российской Федерации банковской системы рыночного типа и формирование ее правовых основ относится к числу наиболее зримых и очень важных результатов продолжающейся в стране экономической реформы. Более того, можно сказать, что становление новой банковской системы и ее правовых основ является обязательным условием последовательного осуществления самой экономической реформы.

Необходимо также отметить, что Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" учел ту главенствующую роль Центрального банка Российской Федерации, которую он играет в современной банковской системе России, наделив его целым рядом полномочий, связанных с процедурой несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

Учитывая специфику деятельности и значительные объемы привлеченных финансовых ресурсов, в том числе средств граждан, законодатель в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" основное значение уделил вопросам, связанным с процедурами досудебного финансового оздоровления кредитной организации.

Важность указанного института банкротства кредитных организаций определяется еще и тем фактором, что Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не предусматривает мер судебной санации должника (среди процедур банкротства кредитной организации отсутствуют такие процедуры, как внешнее управление и мировое соглашение).

Стратегия названного Федерального закона построена таким образом, что если в результате проведения процедур досудебной санации не удалось достичь финансового оздоровления, то при направлении дела в арбитражный суд в подавляющем большинстве случаев после процедуры наблюдения будет введено конкурсное производство, которое завершится ликвидацией кредитной организации - должника.

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) подведомственны арбитражным судам Российской Федерации.

Статьей 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что дела о несостоятельности (банкротстве) по первой инстанции рассматриваются арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Статьей 34 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" установлено, что дела о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в арбитражных судах Российской Федерации рассматриваются по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом тех специфических особенностей, которые предусмотрены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Нормы данной статьи корреспондируют с нормами статьи 2 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", в соответствии с которой порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным конституционным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными законами.

Таким образом, нормы, регламентирующие порядок судопроизводства в арбитражных судах, могут устанавливаться, кроме вышеназванных нормативных правовых актов, иными федеральными законами в случаях, прямо предусмотренных Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Необходимость дополнительной регламентации порядка судопроизводства в арбитражных судах дел о несостоятельности (банкротстве) на основании норм специального законодательства предусмотрена статьей 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом нормы, регламентирующие порядок рассмотрения в арбитражных судах дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, применяются в следующей последовательности: общие правила, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, применяются в тех случаях, когда иное прямо не предусмотрено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

В связи с этим подведомственность и подсудность дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций арбитражным судам определяется следующим образом. Общая подведомственность дел о банкротстве кредитных организаций арбитражным судам будет определяться на основании уже названного пункта 3 статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Подсудность (в данном случае речь идет об исключительной (территориальной) подсудности указанной категории дел арбитражным судам) будет определяться на основании статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которыми заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) подается по месту нахождения кредитной организации.

В связи с изложенным также необходимо отметить следующее.

Пункт 2 статьи 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает общее правило, в соответствии с которым иски к юридическим лицам, вытекающие из деятельности их обособленных подразделений (филиалов и представительств), предъявляются по месту нахождения указанных обособленных подразделений. Данная норма устанавливает общее правило подсудности. В то же время ни статья 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ни пункт 1 статьи 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", определяющие специальную подсудность дел о банкротстве, не содержат положений, предусматривающих возможность предъявления заявления о признании должника банкротом по месту нахождения обособленного подразделения кредитной организации в случае, если банкротство связано с деятельностью указанного обособленного подразделения. Принимая во внимание, что в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо (кредитная организация) и его обособленные подразделения (представительства и филиалы) представляют собой единый субъект финансово - хозяйственных отношений, а также то, что банкротом может быть признано только юридическое лицо (кредитная организация) независимо от того, в результате деятельности обособленного подразделения или самого юридического лица наступило банкротство, учитывая вышеназванные нормы, считаю, что пункт 2 статьи 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при определении подсудности дел о банкротстве юридических лиц, в том числе кредитных организаций, неплатежеспособность которых наступила вследствие деятельности их обособленных подразделений, неприменим.

Следующей отличительной особенностью, связанной с подсудностью дел о банкротстве арбитражным судам, является неприменимость статьи 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении указанной категории дел арбитражными судами.

В соответствии с данной статьей спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражным судам, до вынесения окончательного решения по делу по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение третейского суда. Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда.

Кроме того, необходимо отметить, что рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации в соответствии со статьей 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществляется в коллегиальном составе: в составе трех профессиональных судей. Обязательность коллегиального рассмотрения дел о банкротстве связана в первую очередь со сложностью и, как правило, большим объемом фактического материала, который необходимо исследовать для всестороннего полного и объективного вынесения окончательного судебного акта по делу. Также, вводя обязательность коллегиального рассмотрения дел о банкротстве, законодатель исходил из той специфики, которая присуща данной категории дел и связана в первую очередь с решением целого комплекса сложных финансовых и экономических вопросов, рассмотрение которых необходимо для установления причин и оснований банкротства, а также тех возможных процедур, которые арбитражный суд должен применить к должнику.

Дела о несостоятельности (банкротстве) не являются делами искового производства, а относятся Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации к категории дел особого производства. Отнесение указанных дел к категории особого производства связано, во-первых, с необходимостью установления фактов, имеющих юридическое значение для должника, кредиторов, а также иных заинтересованных лиц. К таким фактам относятся: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность проведения процедур финансовой санации должника, возможность проведения организационных процедур, направленных на оздоровление платежеспособности должника. И, во-вторых, с решением специфических финансово - экономических задач, а также необходимостью учета интересов значительного числа кредиторов и иных заинтересованных лиц. Для объективного и успешного решения указанных вопросов требуется введение специальных процедур, юридически полная и всесторонняя регламентация которых в рамках общих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представляется возможной.

Следующей специфической особенностью, связанной с рассмотрением дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в арбитражных судах, является строго определенный и исчерпывающий круг субъектов, которые имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) кредитной организации обладают: кредитная организация - должник, кредиторы кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) банковского счета, Центральный банк Российской Федерации, прокурор в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 40 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по требованиям, вытекающим из уплаты кредитной организацией обязательных платежей в бюджеты различных уровней, иные уполномоченные органы по обязательствам, связанным с уплатой обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Установление статьей 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" исчерпывающего круга лиц, имеющих право на обращение с заявлением о признании кредитной организации несостоятельным (банкротом) существенно отличается от общих положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми (пункт 2 статьи 34) с исковым заявлением в своих интересах в арбитражный суд могут обратиться любые организации или граждане - предприниматели, и только в судебном заседании арбитражным судом будет выясняться законность и обоснованность заявленных требований.

Кроме указанных лиц, обладающих правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) кредитной организации, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" также определяет лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе.

По аналогии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" включены нормы, определяющие круг лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитной организации. Состав этих лиц отличается от состава лиц, предусмотренных в соответствующих нормах Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" лицами, участвующими в деле о банкротстве кредитной организации, являются лица, указанные в соответствующих нормах Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". К числу таких лиц статья 30 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" относит следующих: кредитная организация - должник, арбитражный управляющий (в случае банкротства кредитной организации - временный управляющий и конкурсный управляющий), конкурсные кредиторы, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по требованиям, вытекающим из уплаты кредитной организацией обязательных платежей в бюджеты различных уровней, иные уполномоченные органы по обязательствам, связанным с уплатой обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве кредитной организации по его заявлению, государственный орган по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

Лица, участвующие в деле о банкротстве кредитной организации, пользуются правами и несут обязанности, установленные статьей 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, временный управляющий, конкурсный управляющий пользуются правами и несут обязанности, установленные соответствующими статьями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Также необходимо отметить, что в случае возбуждения арбитражным судом дела о признании кредитной организации несостоятельным (банкротом) по заявлению Центрального банка Российской Федерации, он также будет относиться к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В отличие от лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитной организации, которые имеют личную заинтересованность в исходе дела, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" определяет также лиц, содействующих правосудию, которые, как правило, не имеют личной заинтересованности в исходе дела. В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве кредитной организации, являются лица, указанные в соответствующих нормах Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

В соответствии со статьей 31 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" участниками арбитражного процесса по делу о банкротстве кредитной организации являются: представители работников должника, иные лица, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". К числу таких лиц, которые могут принимать участие в деле о банкротстве кредитной организации в соответствии со статьей 43 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся: свидетель, эксперт, переводчик, представители лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитной организации.

Права, обязанности и ответственность данных участников арбитражного процесса определены соответственно статьями 44, 45, 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Важно также отметить, что согласно пункту 1 статьи 148 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, в качестве лица, участвующего в арбитражном процессе о банкротстве, признается также государственный орган Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг.

При этом пунктом 2 статьи 148 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определено, что особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, кроме названного Федерального закона, могут также регулироваться иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящий момент названные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, предусматривающие дополнительные особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, в Российской Федерации не приняты.

Однако в случае их принятия банкротство кредитных организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, должно осуществляться с учетом тех особенностей, которые будут содержаться в указанных федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Порядок возбуждения дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде определяется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Поводом к возбуждению дела о банкротстве кредитной организации является обращение в арбитражный суд с заявлением лиц, указанных в пункте 1 статьи 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Основанием к возбуждению арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации в соответствии со статьей 36 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" является отзыв Центральным банком Российской Федерации у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при наличии повода, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, при условии, что названные требования не исполняются кредитной организацией в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения.

Необходимо отметить, что при определении наличия признаков банкротства кредитной организации состав требований и их размер определяются в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Штрафы, пени, неустойки и иные финансовые санкции не учитываются в составе указанных требований для целей определения признаков банкротства кредитной организации.

При поступлении заявления от лиц, указанных в статье 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", в арбитражный суд судья, не возбуждая производство по делу о банкротстве кредитной организации, предлагает Центральному банку Российской Федерации представить в месячный срок в арбитражный суд заключение Центрального банка Российской Федерации о целесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций либо копию приказа Центрального банка Российской Федерации об отзыве у кредитной организации указанной лицензии (в том случае, если лицензия была отозвана ранее).

В случае представления в указанный выше срок Центральным банком Российской Федерации копии приказа Центрального банка Российской Федерации об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, арбитражный суд возбуждает дело о несостоятельности банкротстве данной кредитной организации. В случае получения в месячный срок заключения Центрального банка Российской Федерации о нецелесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, арбитражный суд возвращает заявление о признании кредитной организации банкротом заявителю.

При этом в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" остался не урегулированным вопрос о действиях арбитражного суда в случае, если у кредитной организации не отозвана лицензия на осуществление банковских операций, но Центральным банком Российской Федерации представлено заключение о целесообразности отзыва у кредитной организации указанной лицензии.

По всей видимости в указанном заключении Центрального банка Российской Федерации должно содержаться конкретное решение по срокам отзыва у кредитной организации лицензии.

В этом случае до отзыва у кредитной организации лицензии арбитражный суд не возвращает заявление заявителю (заявителям), оставляя его без движения, и после отзыва у кредитной организации лицензии и получения соответствующей копии приказа Центрального банка Российской Федерации возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.

Однако данный вопрос никак не урегулирован ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", ни Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и требует в настоящий момент, по крайней мере, соответствующих разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или установления этого срока в законодательном порядке.

При неполучении от Центрального банка Российской Федерации либо копии приказа об отзыве лицензии, либо заключения о нецелесообразности отзыва лицензии арбитражный суд возвращает заявление заявителю (заявителям), что не препятствует заявителю повторно обратиться с аналогичным заявлением в арбитражный суд.

Лица, указанные в статье 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", имеют право самостоятельно направить в Центральный банк Российской Федерации заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Указанное заявление в Центральный банк Российской Федерации может быть направлено как до обращения в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), так и после обращения.

Если Центральный банк Российской Федерации на заявление вышеперечисленных лиц об отзыве у кредитной организации лицензии ответил отказом, это не является препятствием для обращения указанных лиц в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

В соответствии со статьей 41 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" судья обязан принять заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), поданное с соблюдением требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

О принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) судья выносит определение в соответствии со статьей 41 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", в котором указывает о введении процедуры наблюдения и назначении временного управляющего.

При этом действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) не урегулирован вопрос, в течение какого срока судья арбитражного суда обязан принять заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) с даты его поступления.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" судья обязан вынести определение о принятии заявления о признании должника банкротом не позднее трех дней со дня его поступления в арбитражный суд. Однако учитывая, что вопрос о принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) может быть рассмотрен арбитражным судом только после получения заключения Центрального банка Российской Федерации о целесообразности отзыва лицензии, либо копии приказа об отзыве лицензии, которые направляются Центральным банком Российской Федерации в течение месяца с момента получения предложения арбитражного суда, срок, определенный пунктом 2 статьи 41 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", не может быть применен при решении вопроса о принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельным (банкротом).

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации также не дает ответа на вопрос о том, в течение какого срока судья арбитражного суда обязан вынести определение о принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом). Считаю, что данный вопрос может быть решен путем внесения соответствующих изменений и дополнений либо в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, либо в законодательство о несостоятельности (банкротстве).

В случае, если при принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) невозможно определить кандидатуру временного управляющего арбитражный суд выносит отдельное определение о назначении временного управляющего не позднее десяти дней с даты принятия заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Арбитражный суд отказывает в принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в случае, если не соблюдено одно из следующих требований:

- у кредитной организации не отозвана лицензия на осуществление банковских операций;

- размер требований к кредитной организации в совокупности составляет менее одной тысячи установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

- если срок неисполнения кредитной организацией указанных выше требований составляет менее одного месяца с даты их наступления.

Также арбитражный суд отказывает в принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно:

- если имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение или определение арбитражного суда о прекращении производства по делу либо об утверждении мирового соглашения;

- если в производстве арбитражного суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Об отказе в принятии искового заявления судья выносит определение, которое может быть обжаловано. В случае отмены данного определения вышестоящей инстанцией арбитражного суда, заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) считается поданным в день первоначального обращения с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" арбитражный суд возвращает заявление о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации без рассмотрения в случае, если данное заявление оформлено с нарушением требований статей 32 - 40 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также если к указанному заявлению не приложены документы, перечисленные в статье 40 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Также арбитражный суд возвращает заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) без рассмотрения при наличии оснований, предусмотренных пунктами 2 - 5 и 7 - 9 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно:

- если исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано;

- если дело неподсудно данному арбитражному суду;

- если не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере, а в случаях, когда федеральным законом предусмотрена возможность отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или уменьшения ее размера, отсутствует ходатайство об этом либо ходатайство отклонено;

- если до вынесения определения о принятии искового заявления к производству от истца поступило заявление о возвращении искового заявления.

Возврат заявления кредитора по иным основаниям не допускается, что было подтверждено информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 августа 1999 г. N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". В частности, Президиум указал, что арбитражный суд не может возвратить заявление о признании должника банкротом, если кредитор до направления заявления в арбитражный суд не принял мер, направленных к получению задолженности на основании имеющихся исполнительных документов вне рамок процедур банкротства.

О возвращении искового заявления судья выносит определение, которое может быть обжаловано. В случае отмены данного определения вышестоящей инстанцией арбитражного суда заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) считается поданным в день первоначального обращения.

В то же время после устранения допущенных нарушений, явившихся основанием для возвращения заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), лицо вправе повторно обратиться в арбитражный суд с указанным заявлением.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не содержит положений, регламентирующих порядок подготовки арбитражным судом дела о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации. Порядок подготовки арбитражным судом дела о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и производится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации с учетом специфики и особенностей рассмотрения дел о банкротстве, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Подготовка дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации к судебному разбирательству является самостоятельным и обязательным этапом арбитражного процесса, который начинается сразу после вынесения судьей определения о принятии к рассмотрению заявления о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству судье надлежит решить вопросы о необходимости совершения действий, предусмотренных статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Однако для правильного и своевременного разрешения спора действия, определенные в названной выше статье Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые надлежит совершить судье, подлежат корректировке с учетом специфики и особенностей дел о банкротстве кредитных организаций.

В данном случае считаю, что при подготовке дела о признании кредитной организации банкротом судья должен произвести следующие действия:

- известить заинтересованных лиц о производстве по делу;

- предложить лицам, участвующим в деле и в арбитражном процессе, представить документы и сведения, имеющиеся у них, которые могут повлиять на правильность разрешения дела;

- решить вопрос о необходимости приглашения на первое судебное заседание экспертов, свидетелей, переводчиков и при необходимости направить им судебные повестки;

- решить вопрос о назначении экспертизы, в том числе и финансово - хозяйственной деятельности должника, предусмотренной пунктом 5 статьи 46 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";

- в случае необходимости направить другим арбитражным судам судебные поручения;

- известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте первого судебного заседания;

- в случае необходимости принять установленные федеральным законом меры по обеспечению требований кредиторов;

- определить круг доказательств, необходимых для разрешения дела, и лиц, на которых возложена обязанность по их своевременному представлению;

- совершить иные действия, направленные на правильное, полное, объективное и своевременное рассмотрение дела.

В то же время необходимо отметить, что действия судьи, которые он должен совершить для подготовки дела к судебному разбирательству, установленные статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не отражают той специфики и особенностей, которые свойственны рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, поэтому, как было отмечено выше, положения статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для целей подготовки к судебному заседанию были мной скорректированы.

Однако ни Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", ни Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не содержат скорректированных действий, которые необходимо совершить судье при подготовке дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации к судебному заседанию.

В целях выработки единообразной практики при решении вопросов, связанных с подготовкой дела о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций всеми арбитражными судами Российской Федерации, устранения негативных последствий некачественной подготовки дела к судебному разбирательству, что в конечном счете может привести к нарушению срока рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве), вынесению незаконных и необоснованных решений, необходимо было бы Пленуму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при подготовке постановления по вопросам применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", регламентировать вопросы, связанные с порядком подготовки дела о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации.

На этапе подготовки дела к судебному разбирательству арбитражному суду приходится решать вопросы проверки обоснованности возражений кредитной организации - должника по требованиям кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов (государственных внебюджетных фондов) в случаях, если такие возражения поступили от кредитной организации - должника в арбитражный суд.

Заседание арбитражного суда по проверке обоснованности возражений кредитной организации - должника должно быть проведено в срок не позднее одного месяца до установленного арбитражным судом срока рассмотрения дела о банкротстве кредитной организации.

Арбитражный суд извещает о времени и месте указанного судебного заседания кредитную организацию - должника, временного управляющего, конкурсного кредитора, налоговый или иной уполномоченный орган, по требованиям которого должник представил возражения.

Правильность высказанной позиции подтверждается информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 августа 1999 г. N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в котором Президиум указал, что о времени и месте рассмотрения в порядке, предусмотренном статьей 55 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", жалобы кредитора о нарушении его прав и интересов обязательно извещаются арбитражным судом арбитражный управляющий и кредитор, подавший жалобу. Арбитражный суд вправе известить о времени и месте рассмотрения указанной жалобы также других лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (статьи 30, 31 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

По всей видимости, хотя законодательством о банкротстве данный вопрос остался неурегулированным, считаю целесообразным извещать в данном случае Центральный банк Российской Федерации.

По результатам рассмотрения обоснованности возражений кредитной организации - должника арбитражный суд выносит определение.

В определении указывается размер требований конкурсного кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, в отношении которых возражения должника признаны необоснованными. Данное определение является основанием для установления числа голосов, принадлежащих соответствующему конкурсному кредитору, налоговому или иному уполномоченному органу.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 160, пунктом 1 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном и кассационном порядке определения арбитражного суда могут быть обжалованы только в случаях, прямо предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Обжалование вышеназванного определения арбитражного суда первой инстанции нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не предусмотрено, равно как не предусмотрена возможность такого обжалования Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" наблюдение является процедурой банкротства, которая применяется к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.

В отличие от иных процедур банкротства, которые могут как применяться арбитражным судом, так и не применяться, наблюдение является обязательной процедурой в процессе о банкротстве, которая, как было сказано выше, вводится арбитражным судом одновременно с принятием арбитражным судом заявления о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации.

Каких-либо особенностей процедуры наблюдения в деле о банкротстве кредитных организаций Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не установлено.

Таким образом, процедура наблюдения при банкротстве кредитных организаций проводится по правилам, установленным соответствующими нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Основными задачами при проведении наблюдения кредитной организации - должника являются:

- установление всех конкурсных кредиторов организации - должника;

- проведение анализа финансово - хозяйственной деятельности кредитной организации - должника;

- установление размера требований к кредитной организации - должнику и направление указанных требований в арбитражный суд;

- принятие комплекса соответствующих мер, направленных на сохранение имущества кредитной организации - должника, а также поиск неучтенного либо сокрытого имущества;

- созыв и проведение первого собрания кредиторов;

- составление реестра требований кредиторов.

С момента вынесения арбитражным судом определения о признании кредитной организации банкротом и введении процедуры наблюдения устанавливается особый режим имущественных требований, предъявляемых к должнику.

С указанного момента конкурсные кредиторы, а также налоговые и иные уполномоченные органы не вправе обращаться к должнику для удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. В случае удовлетворения требований одних кредиторов кредитной организацией - должником в индивидуальном порядке данные действия должника могут быть признаны незаконными арбитражным судом по соответствующему заявлению кредиторов, чьи интересы нарушены. В случае признания указанных действий должника незаконными арбитражный суд применяет к ним последствия недействительности сделок, предусмотренные главой 9 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 июля 1999 г. по делу N КГ-А40/1722-99 были оставлены без изменения решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 февраля 1999 г. и постановление апелляционной инстанции того же суда от 15 апреля 1999 г. по делу N А40-1929/99-48-30, которыми были оставлены без удовлетворения исковые требования конкурсного управляющего ТОО "Европейский Торговый Банк" к ОАО КБ "Империал" о взыскании 600 тыс. долларов США.

В своем постановлении кассационная инстанция, оставляя без изменения названные выше судебные акты, в частности, указала, что к моменту обращения истца с исковым заявлением к ответчику в отношении ОАО КБ "Империал" было возбуждено дело о банкротстве.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" все требования к должнику могут быть предъявлены, во-первых, только в рамках процедур процесса о банкротстве и, во-вторых, кредиторы не вправе обращаться за удовлетворением своих требований к должнику в индивидуальном порядке, если в отношении него возбуждено производство по делу о банкротстве.

С момента введения процедуры наблюдения все требования к должнику предъявляются конкурсными кредиторами, налоговыми или иными уполномоченными органами только в рамках процедур процесса о банкротстве, установленных действующим законодательством, регулирующим порядок банкротства кредитных организаций.

Особенностью введения арбитражным судом процедуры наблюдения является то, что в отличие от иных процедур банкротства руководитель должника, а также иные органы управления не отстраняются от осуществления своих полномочий и продолжают их совершать с теми ограничениями, которые установлены пунктами 2 и 3 статьи 58 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

В соответствии с названными пунктами органы управления должника после введения процедуры наблюдения могут совершать исключительно с согласия временного управляющего следующие сделки:

- связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;

- связанные с распоряжением движимым имуществом должника, стоимость которого по балансу составляет более 10 процентов от стоимости балансовых активов должника;

- связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Кроме того, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" определяет исчерпывающий перечень решений, которые с момента введения процедуры наблюдения запрещено принимать руководящим органам кредитной организации - должника. К числу таких решений относятся:

- решения, связанные с реорганизацией и ликвидацией должника;

- решения о создании юридических лиц или связанные с участием в иных юридических лицах;

- решения о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов, а также о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

- решения о выходе из состава участников кредитной организации - должника, а также решения, связанные с приобретением у акционеров ранее выпущенных акций.

В то же время Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" с момента введения арбитражным судом процедуры наблюдения предоставляет право арбитражному суду до рассмотрения дела по существу отстранить руководителя кредитной организации - должника от выполнения им своих полномочий в случае, если руководителем должника не применяются должные меры по сохранению имущества кредитной организации - должника, чинятся препятствия временному управляющему при исполнении им своих обязанностей, а также допускаются иные нарушения требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего процедуру банкротства.

При этом необходимо отметить, что действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее процедуру банкротства, равно как и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, не определяют форму судебного акта (определение, решение, постановление), которым арбитражный суд отстраняет руководителя кредитной организации - должника от занимаемой должности.

Также остается неурегулированным вопрос о том, как в процессуальном плане арбитражный суд должен решать вопрос об отстранении руководителя кредитной организации - должника от занимаемой должности. Должен ли данный вопрос решаться в судебном заседании, если да, то кто в нем должен принимать участие, или арбитражный суд данный вопрос может рассмотреть без извещения заинтересованных лиц.

Думается, что в данном случае вопрос об отстранении руководителя кредитной организации - должника от занимаемой должности должен быть рассмотрен арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 55 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" для рассмотрения заявлений арбитражных управляющих и жалоб кредиторов.

Однако считаю, что данный вопрос целесообразно урегулировать постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В случае отстранения руководителя кредитной организации - должника от занимаемой должности, исполнение обязанностей руководителя кредитной организации - должника возлагается арбитражным судом на временного управляющего.

При этом интересно обратить внимание на следующий момент. В случае признания кредитной организации - должника несостоятельной (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства, руководство должника отстраняется от занимаемой должности. Если же указанное решение в дальнейшем будет отменено вышестоящей инстанцией арбитражного суда, то, как указано в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 августа 1999 г. N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", вышестоящая инстанция, отменившая данное решение, обязана рассмотреть вопрос о восстановлении полномочий временного управляющего и органов управления кредитной организации - должника, имевшихся на день вынесения решения о признании должника банкротом.

Все процессуальные вопросы, связанные с рассмотрением заявлений арбитражных управляющих и жалоб конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов как в период наблюдения, так и в период конкурсного производства, разрешаются арбитражным судом в судебном заседании на основании принятия соответствующего определения.

При этом согласно пункту 3 статьи 55 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определения арбитражного суда, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений арбитражных управляющих (временного, конкурсного управляющих), жалоб конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов, не предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, могут быть обжалованы только в тех случаях, которые непосредственно предусмотрены соответствующими нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Так, в частности, не подлежат обжалованию следующие определения арбитражного суда, вынесенные по процессуальным вопросам при рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации:

- определения об установлении размера денежных обязательств (статьи 46, 63, 75, 114, 160 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)");

- определения, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений арбитражных управляющих (временного, конкурсного управляющих), жалоб конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов (статья 55 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)");

- определения, вынесенные о продлении сроков конкурсного производства (пункт 2 статьи 97 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)");

- определения о сокращении или продлении сроков внешнего управления (пункт 5 статьи 68 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)");

В то же время определение о принятии заявления о признании должника банкротом, введении процедуры наблюдения, назначении временного управляющего может быть обжаловано только в том случае, если содержит указание на принятие мер по обеспечению требований кредиторов, и только в части, касающейся указанных мер по обеспечению требований кредиторов (пункт 3 статьи 41, статья 44 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Данная позиция подтверждена информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 августа 1999 г. N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике".

Своеобразным итогом процедуры наблюдения является созыв и проведение временным управляющим первого собрания кредиторов, которое должно состояться в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом.

Вопросы, подлежащие рассмотрению на первом собрании кредиторов, определены статьей 65 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Применительно к процессу банкротства кредитных организаций положения указанной статьи должны быть соответствующим образом скорректированы с учетом норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". На первом собрании кредиторов рассматриваются и разрешаются следующие вопросы:

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании кредитной организации - должника банкротом и открытии конкурсного производства;

- об определении количественного состава комитета кредиторов, избрании его членов.

Процедура наблюдения в деле о банкротстве кредитных организаций заканчивается в порядке, определенном статьей 67 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", положения которой должны быть соответствующим образом скорректированы с учетом норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

В соответствии со статьей 47 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дело о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации - должника должно быть рассмотрено в судебном заседании арбитражного суда в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации - должника в арбитражный суд. Каких-либо особенностей по срокам рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве кредитных организаций Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не предусмотрено.

Однако, если при банкротстве должника по нормам Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определение арбитражного суда о признании должника банкротом выносится в трехдневный срок с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд, то аналогичное определение о принятии заявления о признании банкротом кредитной организации - должника с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", может быть вынесено арбитражным судом, в лучшем случае, по истечении месяца с момента поступления указанного заявления.

В связи с этим возникает вопрос, входит ли месячный срок, в течение которого Центральный банк Российской Федерации обязан направить в арбитражный суд документы, предусмотренные статьей 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", в трехмесячный срок, определенный статьей 47 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Если предположить, что да, то таким образом автоматически срок рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации, а также срок проведения процедуры наблюдения в делах о банкротстве кредитной организации фактически уменьшается на месяц, что, учитывая сложность, и, как правило, большой объем обязательств и кредиторов, имеющихся у кредитной организации, а также финансово - экономическую и банковскую специфику, связанную с рассмотрением дел о банкротстве кредитных организаций, может негативно отразиться на полноте, законности и обоснованности окончательного решения по делу.

Считаю, что в данном случае необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" или Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Рассмотрение арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве) может быть отложено на срок не более двух месяцев (пункт 2 статьи 47 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Однако поскольку Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" не определены последствия невозможности рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве в сроки, предусмотренные статьей 47 вышеназванного Федерального закона, на практике встречаются случаи, когда арбитражный суд своим определением продлевает срок процедуры наблюдения на период более пяти месяцев.

Такая ситуация сложилась при рассмотрении Арбитражным судом г. Москвы дела о признании несостоятельным (банкротом) АКБ "Инкомбанк", где суд вынужден был продлить процедуру наблюдения на срок более пяти месяцев по причине невозможности формирования временным управляющим реестра требования кредиторов в связи с их большим количеством (общее количество кредиторов - физических лиц более 300 тыс., юридических лиц более 40 тысяч).

Первое судебное заседание при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации проводится арбитражным судом в срок, указанный в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации, введении процедуры наблюдения, назначении временного управляющего.

Как было сказано выше, до проведения арбитражным судом первого судебного заседания временный управляющий должен созвать и провести первое собрание кредиторов для принятия решения по вопросу, предусмотренному статьей 65 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом особенностей, предусмотренных нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Если временный управляющий не созвал и не провел первое собрание кредиторов до даты первого судебного заседания арбитражного суда по делу о банкротстве кредитной организации, арбитражный суд вправе перенести рассмотрение дела, определив временному управляющему срок, в течение которого он обязан провести заседание первого собрания кредиторов и представить в арбитражный суд протокол с принятыми первым собранием кредиторов решениями.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" протокол заседания первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов.

Рассмотрение арбитражным судом дел о банкротстве кредитных организаций, как было сказано выше, осуществляется по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

При этом необходимо отметить, что процессуальных особенностей судебного заседания при рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций в арбитражных судах, кроме определенных в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не предусмотрено.

При рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций арбитражный суд в обязательном порядке, кроме общих процессуальных правил, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, заслушивает отчет временного управляющего о проведении процедуры наблюдения, рассматривает протокол заседания первого собрания кредиторов с принятыми на нем решениями, если данный протокол представлен временным управляющим в судебное заседание. Также в первом судебном заседании по соответствующему ходатайству заинтересованных лиц (конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы, Центральный банк Российской Федерации, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, в случае если кредитная организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за деятельностью на рынке ценных бумаг) арбитражный суд разрешает вопрос об отстранении временного управляющего от занимаемой должности и назначении нового временного управляющего.

Действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок банкротства кредитных организаций, в настоящий момент остался неразрешенным вопрос о возможности рассмотрения в заседании арбитражного суда дела о банкротстве кредитной организации по существу, если в производстве арбитражного суда имеются дела, по которым не вынесено окончательного решения, связанные с рассмотрением заявления временного управляющего, жалоб конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов.

Должен ли в этом случае арбитражный суд отложить рассмотрение дела о банкротстве кредитной организации по существу до принятия окончательного решения по указанным выше жалобам и заявлениям или же он вправе не откладывать рассмотрение дела. Представляется, что неправильное решение данного вопроса в процессуальном плане может в дальнейшем существенным образом повлиять на права и интересы как отдельных кредиторов, так и самой кредитной организации - должника.

Полагаю, что до разрешения вопросов, связанных с определением всех требований кредиторов как установленных, арбитражный суд не вправе выносить решение о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) и открытии конкурсного производства, так как признание кредитной организации несостоятельной (банкротом) может существенно повлиять на законные права и интересы как самой кредитной организации, так и иных лиц, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.

Однако считаю, что данный вопрос требует четкого законодательного урегулирования.

По результатам рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации арбитражный суд принимает один из судебных актов, предусмотренных статьей 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом особенностей, содержащихся в нормах Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

В связи с изложенным, арбитражный суд по завершении рассмотрения по существу дела о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации и при наличии достаточных к тому оснований вправе:

- принять решение о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства;

- принять решение об отказе в признании кредитной организации несостоятельной (банкротом);

- вынести определение о прекращении производства по делу о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации.

В соответствии со статьей 53 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дело о признании несостоятельной (банкротом) организации - должника подлежит прекращению в случаях:

- восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

- заключения мирового соглашения.

Также дело о признании несостоятельной (банкротом) организации - должника может быть прекращено по основаниям, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, если они применимы к делу о банкротстве.

На основании изложенного, а также принимая во внимание, что в соответствии с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" положения статьи 53 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не могут быть применены при банкротстве кредитных организаций, арбитражный суд может вынести определение о прекращении дела о банкротстве кредитной организации только при наличии оснований, предусмотренных пунктами 2, 4 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд по результатам рассмотрения дела может принять решение об отказе в признании кредитной организации банкротом в следующих случаях:

- отсутствие признаков банкротства;

- установление фиктивного банкротства;

- удовлетворение заявленных требований кредиторов до вынесения арбитражным судом окончательного решения по делу о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации.

В случае, если при рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд установит, что имеются достаточные доказательства, очевидно свидетельствующие о наличии у кредитной организации необходимого ликвидного имущества для удовлетворения требований всех кредиторов, арбитражный суд по ходатайству кредитной организации - должника вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве, предложив должнику кредитной организации погасить требования в установленный арбитражным судом срок, который не может превышать сроков, установленных статьей 47 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный суд решение о признании организации - должника банкротом и открытии конкурсного производства принимает в случаях установления признаков банкротства должника при отсутствии достаточных оснований для введения внешнего управления. Учитывая, что, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не применяются, считаю, что решение по делу о банкротстве кредитной организации и открытии конкурсного производства может быть принято арбитражным судом при установлении признаков банкротства кредитной организации, предусмотренных статьей 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Решение арбитражного суда по делу о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации должно быть оформлено в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Кроме сведений, содержащихся в решении арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации и открытии конкурсного производства, предусмотренных статьей 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в нем также в обязательном порядке арбитражный суд должен предусмотреть следующие указания:

- о признании должника банкротом;

- об открытии конкурсного производства;

- о назначении конкурсного управляющего.

Указанное решение в соответствии с пунктом 4 статьи 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" подлежит немедленному исполнению, если иное не предусмотрено арбитражным судом в тексте самого решения.

В соответствии со статьей 145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном порядке лицами, участвующими в деле, могут быть обжалованы только решения арбитражных судов, не вступившие в законную силу.

Однако это не препятствует обжалованию решения суда о признании кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства, подлежащего немедленному исполнению в апелляционном порядке.

Также представляется интересной ситуация, когда в процессе конкурсного производства, введенного на основании решения о признании кредитной организации банкротом, будет установлена способность кредитной организации в полном объеме удовлетворить все требования кредиторов, при условии, что указанное решение было оставлено без изменений не только апелляционной и кассационной инстанциями арбитражного суда, но и соответствующим постановлением надзорной инстанции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 6 августа 1999 года N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике" определил, что установление в ходе конкурсного производства способности кредитной организации - должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей может свидетельствовать о необоснованности вывода арбитражного суда о несостоятельности должника, но не является основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. В указанном случае решение суда может быть пересмотрено в порядке надзора.

В том случае, если платежеспособность должника в ходе конкурсного производства восстановлена и имеется постановление надзорной инстанции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которым решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства оставлено без изменения, дабы избежать банкротства и ликвидации платежеспособной организации, считаю, что арбитражные суды должны принимать заявления заинтересованных лиц о пересмотре указанных судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Рассмотрение дела о банкротстве в арбитражном суде в случае признания кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства завершается рассмотрением арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства. По результатам рассмотрения указанного отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" указанное определение арбитражного суда является основанием для внесения Центральным банком Российской Федерации записи о ликвидации кредитной организации в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

С момента внесения указанной записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация - прекратившей свое существование.

Как указано в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)", с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за ликвидацией юридического лица (в том числе кредитной организации в процессе конкурсного производства), осуществляемой на основании решения суда, арбитражным судам, вынесшим указанные решения, рекомендуется направлять в порядке информации копии указанных решений о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию.

Название документа