О порядке исчисления НДС при осуществлении операций по заимствованию материальных ценностей из государственного резерва, их возврату, а также об основаниях применения налоговых вычетов

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 октября 2007 г. N 03-07-11/515

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по заимствованию материальных ценностей из государственного резерва Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 39 Кодекса предусмотрено, что реализацией товаров признается передача на возмездной основе, в том числе обмен товарами, права собственности на товары.

В соответствии с п. 1 ст. 807 гл. 42 "Заем и кредит" Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Таким образом, для целей применения налога на добавленную стоимость операции по передаче товаров и их возврату в рамках договора займа следует рассматривать как операции по реализации товаров. Поэтому операции по возврату материальных ценностей в государственный резерв подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Что касается применения нормы п. 4 ст. 168 Кодекса, согласно которой с 1 января 2007 г. при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг, то есть при безденежных формах расчетов, сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств, то данная норма Кодекса распространяется на операции по заимствованию материальных ценностей из государственного резерва.

В отношении применения налоговых вычетов следует отметить, что согласно п. 1 ст. 172 Кодекса вычеты этого налога производятся на основании счетов-фактур поставщиков товаров после их принятия на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Кроме того, п. 2 ст. 172 Кодекса предусмотрено, что при использовании налогоплательщиком собственного имущества в расчетах за приобретенные товары вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком, которые исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты.

В связи с указанными нормами Кодекса при заимствовании материальных ценностей из государственного резерва для применения налоговых вычетов необходимо иметь в наличии счета-фактуры поставщиков, соответствующие первичные документы и платежные поручения на перечисление денежных средств согласно вышеуказанной норме п. 4 ст. 168 Кодекса. При этом сумма налога, подлежащая вычету, определяется на основании вышеуказанного п. 2 ст. 172 Кодекса, то есть с учетом балансовой стоимости передаваемого имущества.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

24.10.2007