Вправе ли организация (ООО) отнести на ненормируемые рекламные расходы в целях исчисления налога на прибыль расходы по распространению футболок, ручек, кружек, полотенец, пакетов и прочих материалов с нанесенным логотипом продавца наших товаров в торговых сетях розничных магазинов, куда поставляется товар общества?
Ответ: Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", дающей определения рекламы и рекламного объекта, распространение информации, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, является рекламой. В свою очередь, товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара являются объектами рекламирования.
В соответствии с абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ к расходам на рекламу относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не указанные в вышеуказанных абзацах п. 4 ст. 264 НК РФ, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Расходы на изготовление и распространение в рамках рекламной акции футболок, ручек, кружек, полотенец, пакетов и прочих материалов не поименованы в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Следовательно, для целей налогообложения прибыли они признаются расходами на рекламу в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, т. е. являются нормируемыми расходами.
Следует отметить, что также для признания вышеуказанных расходов в качестве расходов, уменьшающих полученные доходы в целях исчисления налога на прибыль, они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ), т. е. в числе прочего, в целях документального подтверждения и обеспечения соответствующего права организации выполнять определенные действия организации следует оформить соответствующий договор с продавцом товаров, определяющий порядок использования его логотипа в рекламных целях.
Р. А.Митрофанов
Консалтинговая группа "Аюдар"
18.10.2007