На балансе организации в составе основных средств числились жилые дома ведомственного жилого фонда. В План приватизации были внесены изменения, в результате которых выяснилось, что данные объекты фактически являются собственностью субъекта РФ. В соответствии с этими изменениями организация должна была снять данные жилые дома с балансового учета, однако не сделала этого. Ошибка была обнаружена во время проведения ежегодной инвентаризации. Организация списала объекты жилищного фонда с учета и исключила их из расчета налога на имущество организаций. Налоговый орган провел камеральную проверку декларации по налогу на имущество и, обнаружив занижение среднегодовой стоимости имущества, доначислил налог, пени и штраф. Правомерны ли действия налогового органа?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Из изложенного следует, что жилые дома ведомственного жилого фонда не удовлетворяют указанным условиям и, следовательно, не относятся к объектам основных средств.
Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Кроме внесения исправлений в кассовые и банковские документы, ни Закон N 129-ФЗ, ни ПБУ 6/01 не запрещают вносить изменения в документы бухгалтерского учета и отчетности.
К такому же выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28.02.2007 N А52-1968/2006/2.
Таким образом, так как отражение на балансе организации указанных домов в данном случае является ошибочным, дома не являются объектами основных средств, поэтому они не могут включаться в налогооблагаемую базу по налогу на имущество предприятий. Следовательно, действия налогового органа неправомерны.
М. А.Сапожников
Референт государственной
гражданской службы РФ
3 класса
11.10.2007