Можно ли уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на отчисления в резерв по сомнительным долгам, если его создание не предусмотрено учетной политикой для целей налогообложения на текущий год?

Ответ: Глава 25 Налогового кодекса РФ напрямую не предусматривает обязательным условием налогового учета отчислений в резерв по сомнительным долгам запись о создании резерва в учетной политике для целей налогообложения (пп. 7 п. 1 ст. 265, ст. 266 НК РФ). В отличие от резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию или резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств (п. 2 ст. 267, п. 2 ст. 324 НК РФ).

Однако некоторые территориальные налоговые органы полагают, что без записи о создании резерва в учетной политике не обойтись, так как в ней устанавливается порядок ведения налогового учета. И поскольку формирование резерва по сомнительным долгам является правом, а не обязанностью налогоплательщика, то в учетной политике обязательно отражается и решение о создании резерва (ст. ст. 266, 313 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 N 20-12/031921). Судебная практика показывает, что налоговики придерживаются этой позиции и в судах (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.09.2005 N А11-762/2005-К2-21/48).

На сегодня известно лишь одно решение, в котором суд прямо сказал: создавать резерв можно и без указания на решение об этом в учетной политике для целей налогообложения, поскольку это не является обязательным (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2007 по делу N А56-26468/2006).

В другой ситуации налогоплательщик утвердил "налоговую" учетную политику на текущий год без упоминания в ней резерва по сомнительным долгам. Затем, в рамках года, в учетную политику были внесены дополнения и резерв все-таки был сформирован. Проверяющие отказались признать правомерность таких дополнений, считая, что решение о создании резерва или принимается до начала года, или не принимается вообще.

Но суд не разделил данную точку зрения, указав, что НК РФ не установлены сроки принятия решения о формировании резерва по сомнительным долгам, а значит, налогоплательщик волен сделать это в любом отчетном периоде по налогу на прибыль. Причем такое решение будет именно дополнением, а не изменением учетной политики для целей налогообложения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2007 N А21-1369/2006).

Вывод из сказанного очевиден. Если в налоговой учетной политике на будущий год не упомянуто о создании резерва по сомнительным долгам, а затем все-таки будет сформирован резерв (неважно, с внесением дополнений в учетную политику или без них), то это, скорее всего, приведет к спору с налоговым органом. Гораздо проще проанализировать вероятность возникновения сомнительных долгов в будущем году (например, на основании данных текущего года) и сразу предусмотреть создание резерва в учетной политике для целей налогообложения на будущий год.

А. И.Дыбов

Издательство "Главная книга"

09.10.2007