Налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки вручил требование о представлении документов. В требовании указан период, за который нужно представить документы, но не указано, какие конкретно документы надлежит представить. Всего в перечне документов содержится семь позиций (первичные документы, документы, подтверждающие вычеты, и т. д.). Организация представила документы с опозданием на четыре рабочих дня. По результатам проверки организация была оштрафована в том числе по ст. 126 НК РФ на 1400 руб. (7 x 200 руб.). Прав ли налоговый орган?

Ответ: Штраф неправомерен, поскольку из содержания требования неясно, какие именно документы необходимо представить. Налоговый кодекс РФ не предусматривает расчет суммы штрафа исходя из количества позиций, указанных в требовании о представлении документов. Есть решение суда, подтверждающее этот вывод.

Обоснование: Налоговый орган, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Требование о представлении документов проверяемое лицо обязано исполнить в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Дела о налоговых правонарушениях, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов (например, те, за которые предусмотрен штраф по ст. 126 НК РФ), подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ. Если же такие нарушения выявлены в ходе проверки, они могут быть отражены в решении, вынесенном по ее результатам (п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Представление истребуемых документов с нарушением срока влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый представленный с опозданием документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). То есть общий размер штрафа зависит от количества документов, запрошенных налоговым органом и представленных налогоплательщиком с нарушением срока. Если невозможно установить, какие документы налогоплательщик обязан был представить, то невозможно определить, какие из них он представил с опозданием.

По мнению Президиума ВАС РФ, требование о представлении документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом. Только при выполнении этого условия на организацию может быть наложен штраф за несвоевременное представление документов. Если из требования неясно, какие именно документы следовало представить, то для применения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, нет оснований (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07).

В данной ситуации сумма штрафа рассчитана не из количества представленных документов, а из количества позиций, указанных в требовании. Однако, учитывая, что каждая такая позиция из перечня запрошенных документов не содержит информации о том, какие именно документы надлежит представить, можно сделать вывод, что наложение штрафа в этом случае неправомерно. Есть решение суда, подтверждающее такую позицию (Постановление ФАС Поволжского округа от 18.09.2012 N А65-22445/2011).

Обратите внимание, что в случае обжалования (апелляционного обжалования) вышестоящий налоговый орган может пересчитать сумму штрафа исходя из количества документов, представленных с нарушением срока. С правомерностью такого порядка расчета штрафа соглашаются и некоторые суды (Постановления ФАС Московского округа от 03.04.2012 N А40-77797/11-75-325, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.10.2012 N А67-1688/2012, ФАС Центрального округа от 07.12.2012 N А48-865/2012). В то же время известны судебные решения, из которых следует, что штраф нужно рассчитывать из количества запрашиваемых, а не фактически представленных документов (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.05.2013 N А81-2053/2012, ФАС Московского округа от 01.04.2013 N А40-47581/12-107-257, от 12.10.2012 N А40-24196/12-116-43).

О. В.Кулагина

Издательство "Главная книга"

31.10.2013