Организация (ООО) приобрела в 2006 г. часть здания. После проведенной выездной налоговой проверки в отношении земельного налога на организацию наложен штраф по ст. 122 НК РФ. В акте проверки, в частности, указано, что обществом не уплачивался земельный налог в отношении земельного участка, находящегося под приобретенной частью здания. При этом в собственности продавца указанный земельный участок не находился (оформлен договор аренды). Насколько правомерна позиция специалистов налогового органа?

Ответ: Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. 387 НК РФ).

Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388 НК РФ).

В соответствии со ст. 271 Гражданского кодекса РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости (п. 2 ст. 271 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 3 ст. 552 ГК РФ). Указанный переход права на занятый недвижимостью земельный участок установлен в ст. 35 Земельного кодекса РФ.

При этом на основании ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Исходя из вышеизложенного основанием для взимания земельного налога являются правоустанавливающие документы, а именно документы, подтверждающие зарегистрированное право собственности.

Кроме того, в соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, в рассматриваемом случае общество не признается плательщиком земельного налога в отношении указанного участка, а позицию специалистов налогового органа следует признать неправомерной.

Данную позицию поддерживают как специалисты финансового ведомства (Письма Минфина России от 25.04.2007 N 03-05-06-02/38, от 20.06.2006 N 03-06-02-04/89), так и арбитражная практика. В частности, представленные выше выводы схожи с выводами, указанными в Постановлении ФАС Центрального округа от 24.08.2007 по делу N А14-395-2007/11/28.

Г. А.Ковальчук

Аудиторско-консалтинговая группа

"АИС"

08.10.2007