Из практики прокурорского надзора по арбитражным делам

(Редакционный материал)

("Законность", 2000, N 4)

Текст документа

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО АРБИТРАЖНЫМ ДЕЛАМ

Взыскание госпошлины и пеней с лиц, которые освобождены от этих платежей в силу закона или иных нормативных актов, является основанием для отмены решения суда в указанной части.

Решением Арбитражного суда Москвы с Печорской таможни в пользу акционерного коммерческого банка "Форте-банк" взысканы убытки, а также расходы по уплате госпошлины.

Заместитель Генерального прокурора РФ принес протест, поскольку, разрешая вопрос о распределении судебных расходов, арбитражный суд не принял во внимание, что Печорская таможня является государственным органом исполнительной власти, выступающим в рассматриваемом споре в защиту государственных и общественных интересов.

В соответствии с подпунктом 1 п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине" указанные государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины и тогда, когда они участвуют в арбитражном деле в качестве ответчиков.

Подпунктом 1 п. 34 инструкции Государственной налоговой службы от 15 мая 1996 г. по применению Закона РФ "О государственной пошлине" предусмотрено, что расходы по уплате государственной пошлины и арбитражные издержки при удовлетворении исковых требований, предъявленных к налоговым, финансовым, таможенным органам, органам по валютному и экспортному контролю и иным государственным органам, финансируемым из федерального бюджета, следует возмещать за счет средств федерального бюджета.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ протест удовлетворил, отменив решение арбитражного суда в части взыскания с Печорской таможни расходов по уплате госпошлины. Дело в части распределения судебных расходов по уплате государственной пошлины направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Москвы.

Решением Арбитражного суда Москвы в пользу Московского государственного предприятия тепловых станций и сетей (МГП "Мостеплоэнерго") с учреждения УУ-163/2 взыскана задолженность за теплоэнергию - пеня в размере 0,5% за каждый день просрочки оплаты, а также расходы по госпошлине.

Заместитель Генерального прокурора РФ принес протест, поскольку, удовлетворяя иск МГП "Мостеплоэнерго" о взыскании пени за просрочку платежа за поставленную тепловую энергию, арбитражный суд не принял во внимание инструкцию Госкомцен РФ и Минтопэнерго РФ от 30 ноября 1993 г. "О порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию". Пунктом 1.15 указанной инструкции разъяснено, что решением Правительства РФ от 9 марта 1993 г. исправительно-трудовые учреждения и лечебно-трудовые профилактории, финансируемые за счет федерального бюджета, освобождены от уплаты пени за задержку оплаты потребляемой электрической и тепловой энергии.

Принимая решение о взыскании госпошлины, суд не принял во внимание требование подпункта 6 п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине", в соответствии с которым государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ протест удовлетворил, отменив решение арбитражного суда в части взыскания пеней и госпошлины. Дело в этой части направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Москвы.

Название документа