Строительная организация приобрела грузовой автомобиль. Правомерно ли в целях исчисления налога на прибыль начисление амортизации по нему до регистрации в органах ГИБДД МВД России?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признается в том числе имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.

Пунктом 8 ст. 258 НК РФ установлено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав включаются в состав соответствующей амортизационной группы.

Однако, учитывая, что согласно п. 2 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, появляется необходимость определения и документального подтверждения факта ввода транспортного средства в эксплуатацию.

В соответствии с п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Согласно п. 38 указанных Правил на зарегистрированные транспортные средства выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства и регистрационные знаки.

При этом документом, подтверждающим период его эксплуатации, может являться паспорт транспортного средства (утв. Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134).

Ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение штрафа в размере до ста рублей на основании ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По мнению ФАС Северо-Западного округа, изложенному в Постановлении от 25.12.2006 по делу N А05-5787/2006-18, государственная регистрация транспортных средств в органах ГИБДД МВД России или Гостехнадзора носит учетный характер и не является государственной регистрацией прав на данные объекты в смысле п. 8 ст. 258 НК РФ. Факт государственной регистрации транспортного средства не влияет на порядок начисления амортизации, и налогоплательщик может начислять амортизацию в соответствии с п. 2 ст. 259 НК РФ. Ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.05.2007 N Ф08-1969/2007-1099А по делу N А01-2578-2004-6).

Противоположное мнение изложено в Постановлении ФАС Поволжского округа от 05.06.2007 по делу N А12-18805/06. Суд пришел к выводу, что из содержания Правил государственной регистрации тракторов от 27.01.1995 N 785, Федерального закона "О безопасности дорожного движения" следует, что данными документами установлены принципы обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствии с которыми регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией этого транспортного средства.

По мнению суда, для начисления амортизации важен факт реально завершенной и документально подтвержденной процедуры регистрации автотранспортного средства. Следовательно, налоговый орган сделал правильный вывод о том, что нельзя амортизировать транспортное средство, которое приобретено организацией, но не зарегистрировано в соответствующих органах, поскольку оно не допущено к эксплуатации.

Как видим, рассматриваемый вопрос может быть спорным. В связи с этим предлагаем налогоплательщику принять решение самостоятельно с учетом вышеизложенной информации.

Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в такой ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции контролирующего органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или в суд.

М. В.Мандражицкая

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

25.09.2007